80 лет Великой Победе!
19 December, 2025

В Штаб-квартире РГО презентовали новый Индекс туристической привлекательности регионов

В Штаб-квартире РГО презентовали новый Индекс туристической привлекательности регионов
19.12.2025 17:20

Открыл пресс-конференцию первый заместитель председателя Комитета Госдумы по туризму Николай Валуев.

— Сегодня с нами на связи более 50 регионов, министерства и комитеты по туризму, — подчеркнул он. — Индекс — это ориентир для туристов по выбору направлений для путешествий и отдыха, а регионам подскажет, над чем нужно поработать для повышения привлекательности. Каждый регион может найти свою нишу, свою специализацию. Индекс традиционно разрабатывается научно-образовательным консорциумом «Устойчивый туризм».

Ключевые выводы по итогам 2025 года показывают, что Москва укрепила позиции абсолютного лидера, став главной туристической точкой притяжения. Состав группы топ-10 регионов остался практически неизменным, что подчеркивает важность системной работы над долгосрочными факторами привлекательности. При этом внутренний туризм, хотя и продолжает расти, теряет прежнюю динамику, а въездной поток постепенно сокращается. На этом фоне конкуренция между регионами за туриста обостряется, и на первый план выходят компетенции местных администраций. В новой реальности преимущество получают территории, которые делают ставку на диверсификацию предложения и активное использование своего культурного наследия.

— Русское географическое общество традиционно выступает партнером Индекса туристической привлекательности регионов, — рассказала Директор департамента экспедиционной деятельности и развития туризма Наталия Белякова. — Поддерживаем работу с открытыми данными. Индекс показывает, насколько статучет в туротрасли релевантен, где нужна его оптимизация, чтобы регионы могли принимать решения на основе актуальных сведений. Методологический подход индекса — наибольшим весом обладают блоки показателей инфраструктуры и объема турпотока — отвечает нашим фокусировкам. Деятельность РГО в регионах направлена на создание в том числе каркаса для туризма: в городах — через систему знаков качества «Рекомендовано РГО», за их пределами — через Экотропы РГО. Мы развиваем территории комплексно — создаем мастер-планирования рекреационной функции отдельно взятых территорий, а также ключевых турресурсов. Например, экспедиции на материковую часть Арктики включают блок социально-экономических и экологических исследований, рекреационный потенциал крупных водных артерий раскрывает проект «Реки РГО». Общество работает над конкретикой маячного туризма — во исполнение поручения Президента о преобразовании нестратегических маяков в объекты показа.

Важнейшим драйвером роста и инструментом борьбы с сезонностью назван событийный туризм. Чтобы систематизировать и продвигать лучшие мероприятия страны, в 2026 году будет запущен единый Национальный событийный календарь. Этот проект, реализуемый совместно с Российской туристической платформой, объединит ключевые события на единой карте, помогая туристам планировать поездки, а туроператорам — быстро создавать востребованные продукты.

Москва делает ставку на масштабные городские проекты, сглаживающие сезонность. Флагманские программы «Лето в Москве» и «Зима в Москве» включают десятки тысяч мероприятий по всему городу, создавая непрерывный событийный поток и праздничную атмосферу. Санкт-Петербург полностью поборол проблему низкого сезона за счет продуманной событийной политики и межрегионального сотрудничества. Проект «Два города — миллион впечатлений» с Москвой, сезон премьер с октября по апрель, развитие научно-познавательного и экотуризма на базе городских экотроп — все это формирует круглогодичный спрос.

Краснодарский край, несмотря на вызовы этого года, не только удержал высокие показатели, но и продолжает диверсификацию. Концепция «Жарко круглый год» уже приносит плоды: почти половина туристов выбирают отдых на кубанских курортах вне летнего сезона. Развивается сельский и винный туризм, ведется активная работа по привлечению инвестиций. Республика Татарстан активно формирует образ региона для семейного отдыха и укрепляет транспортные связи. Скоростная трасса М-12 и запуск новых «метеоров» по Волге в рамках межрегионального маршрута «Великий Волжский путь» делают регион более доступным, стимулируя рост авто- и речного туризма.

Индекс разработан консорциумом «Устойчивый туризм» совместно с Русским географическим обществом и РУДН при поддержке платформы «Погнали!», Общенационального союза индустрии гостеприимства и Национального конгресс-бюро. Подробнее — на сайте index.pognali.ru.

Фото: пресс-служба РГО / Анна Юргенсон