27 November, 2024

В Петергофе завершен очередной этап реставрации собора Петра и Павла

В Петергофе завершен очередной этап реставрации собора Петра и Павла
28.07.2024 13:03

Он напоминает московский храм Василия Блаженного и петербургский Спас-на-Крови, создавая неповторимую архитектурную гармонию. Выглядит он очень живописно, словно вырезанный из сказочного пейзажа.

Но мало кто знает, что много-много лет назад этот храм был в плачевном состоянии. Старый, ободранный, без крестов, он стоял за забором, окруженный мусором и ржавыми бочками. Разрушенная стена, выбитые стекла - это были едва ли не единственные свидетельства его давнего упадка.

Какие испытания выпали на долю этого храма, мало кто знает. И только Елена Павловна Логунова, бывший председатель общественной организации "Возрождение Петергофа", может рассказать о том, какими трудностями пришлось пройти этому замечательному сооружению.

В начале XIX века горожане обратились к императору Александру III с просьбой о строительстве нового храма, так как старый уже не мог вместить всех верующих. Император лично выбрал место для сооружения собора в центре города, рядом с прудом, и организовал конкурс среди архитекторов.

Николай Владимирович Султанов, известный не только как талантливый архитектор, но и как искусствовед, историк архитектуры, реставратор и преподаватель, был выбран императором для реализации проекта. Султанов не только строил Петергофский собор, но и занимался реставрацией и строительством зданий в различных городах России.

Сооружение Петергофского собора Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла отличается не только своим величием и архитектурным стилем, но и значимостью для верующих и истории города. Великолепие и мощь этого храма продолжают впечатлять и вдохновлять людей на протяжении многих поколений.

Для создания будущего собора в Петергофе, архитектор Султанов вначале разработал раскрашенный макет из гипса. Новый царь, Николай II, был впечатлен проектом, и в 1894 году началось строительство. Султанов не только использовал последние достижения технического прогресса, но и продумал множество удобств для священнослужителей и прихожан. Он стремился создать просторное, теплое, удобное и светлое пространство для всех, кто посещает храм.

В процессе строительства Султанов внедрил новейшие технологии, такие как отопление и электрическое освещение. Это позволило сделать собор комфортным и современным по стандартам того времени. В июне 1905 года этот великолепный памятник церковного зодчества в неорусском стиле был освящен в присутствии императорской семьи. Николай II отметил в своем дневнике, что храм прекрасен как снаружи, так и внутри, что свидетельствует о высоком мастерстве и внимании к деталям при его строительстве.

Петропавловский собор, также известный как Петергофский собор, пережил множество испытаний в истории. После революционных событий начались трудные времена для этого исторического здания. В 1921 году на его куполе был устроен наблюдательный пункт за кронштадтским мятежом, что стало свидетельством сложных политических времен.

С началом борьбы с религией возникли предложения о взрыве собора, однако в 1934 году его просто закрыли и превратили в склад. Это решение привело к снятию крестов, колоколов, облицовки глав и утвари из собора, лишив его священности и красоты. Тем несмотря на все трудности, Петропавловский собор выстоял до начала Великой Отечественной войны.

Когда немецкие войска вошли в Петергоф, они не взорвали собор, как могли бы сделать, а использовали его военные нужды, превратив в казарму и столовую. Это решение показывает, что даже во время военных действий и разрушений исторические здания могут сохраняться и служить разным целям.

На самом верху собора Петра и Павла был оборудован наблюдательный пункт для корректировщика, откуда открывался великолепный вид на Кронштадт и Ленинград. Фашистские снаряды падали точно в цель, угрожая этой стратегически важной точке. Наши моряки из Кронштадта, понимая опасность, решили уничтожить эту точку прямой наводкой, несмотря на разрушение стены колокольни. Но сам собор, словно под защитой неведомой силы, устоял даже перед смертельной угрозой фашистов.

Когда жители Петергофа вернулись в свой освобожденный город после войны, они увидели разрушенные здания и руины повсюду, но собор Петра и Павла возвышался над всем этим разрушением. Он стоял без крестов, с ободранными куполами и разрушенной стеной, но его величественность не утрачена. Собор нуждался в реставрации, как и весь город, но не хватало средств на восстановление после разрушительной войны. Величие и непоколебимость собора стали символом выживания и надежды для жителей, вдохновляя их на восстановление и воссоздание былого великолепия.

Во время хозяйственного совещания города, на которое прибыл заместитель председателя Ленгорисполкома Михаил Дмитриевич Филонов, внезапно возникла тема восстановления Петергофского собора. Бывший морской офицер Филонов внезапно заявил: "Обещаю посодействовать, это мой долг. В войну я служил в Кронштадте, и мне пришлось вести огонь по храму, чтоб "выкурить" оттуда вражеских корректировщиков. А теперь - пришла пора храм возродить".

Несмотря на долгое ожидание собора своей очереди, встреча с Филоновым оказалась решающим моментом для начала восстановительных работ. Его личный опыт и приверженность идее возрождения храма вдохновили всех присутствующих на совещании.

После беседы с Филоновым стало ясно, что его энергия и решимость привнесут новый импульс в процесс восстановления Петергофского собора. Его история о борьбе за Кронштадтский храм стала символом надежды и возрождения для всех, кто верил в восстановление этого духовного центра.

Собор, который стоял в лесах, был не только культовым сооружением, но и важным памятником архитектуры, который был обстрелян нашими снарядами с линкоров "Марат" и "Октябрьская Революция". Эту трагедию тяжело переживал Михаил Дмитриевич, служивший на "Марате".

Спустя годы Филонов смог добиться выделения средств на реставрацию собора, начав с возведения строительных лесов. Группа "Реставратор", под руководством заслуженного архитектора Евгения Павловича Севастьянова, начала работу по восстановлению. Первые чертежи были готовы уже к 1974 году, но внезапно все замерло из-за нехватки средств. Собор продолжал стоять в лесах, ожидая своего величественного возвращения.

Каждый кирпич, каждая деталь собора хранила в себе историю и дух времени, который был необходимо сохранить и передать будущим поколениям. Реставрация стала не просто восстановлением здания, но и воскрешением его души, воплощением усилий и любви к истории и культуре.

В преддверии Олимпийских игр 1980 года, город начал подготовку к приему иностранных гостей. Для этого были найдены дополнительные финансовые ресурсы, что позволило ускорить темп работы. Сначала была восстановлена обстрелянная стена, затем были позолочены пять куполов и изготовлены новые латунные кресты. Русские кузнецы, следуя найденным чертежам, создали великолепные копии узорчатых крестов с особыми завитками, лучами и звездами. Главный крест, весом 400 килограммов, стал ярким символом обновленного храма и был готов к водрузке на купола. Все эти работы были выполнены с особым вниманием к деталям и традициям, чтобы создать великолепное впечатление на гостей и жителей города.

После долгих усилий и трудов великолепный собор был восстановлен. Остальные поменьше. Огромная толпа жителей и гостей Петергофа с нетерпением ожидала этого момента. Наверх их поднимали по очереди с помощью вертолета и с ювелирной точностью ставили на прежние места.

Люди радовались, кричали "ура!", поздравляли друг друга, надеясь, что совсем скоро собор восстановят. Вопрос о том, что будет в нем - музей, концертный зал или храм, оставался открытым. Однако с окончанием Олимпиады работа снова остановилась.

И снова из-за отсутствия финансирования. "Но ведь храм может погибнуть!" - возмущались горожане, беспокоясь о судьбе этого исторического здания. Необходимо было найти способы обеспечения финансирования для долгосрочного сохранения и развития собора. Возможно, обращение к частным инвесторам или проведение благотворительных мероприятий могли бы помочь в решении этой проблемы.

Евгений Павлович Севастьянов, надорвав свое здоровье, бегая по инстанциям, стал главным сторонником создания общественной организации "Возрождение Петергофа". Он убеждал чиновников: "Если не можете спасти шедевр архитектуры - верните его русской церкви!" Вместе с ним в этой инициативе приняла участие Е. Логунова, которая стала главой организации.

Верующие и неверующие добровольцы стали вносить денежные пожертвования, чтобы поддержать храм. Они не только финансово помогали, но и активно участвовали в очистке территории вокруг храма, уборке мусора, чистке и скреблении. Благодаря их усилиям, храм стал символом солидарности и взаимопомощи.

Сегодня в храме можно увидеть имена и фамилии всех, кто добровольно поддержал материальную жизнь собора. Этот пример показывает, как совместные усилия людей разных вероисповеданий и убеждений могут привести к сохранению культурного наследия и укреплению духовных ценностей общества. А храм продолжал стоять в лесах еще долгие годы, напоминая о силе общности и важности сохранения исторических памятников.

В 1989 году мечта архитектора сбылась после празднования 1000-летия крещения Руси. Однако, восстановительные работы продолжило Ленинградское епархиальное управление, и лишь в 1994 году собор был освящен патриархом Алексием II. К сожалению, историки искусства Севастьянов и Филонов не дожили до этого знаменательного события.

Несмотря на освящение собора, реставрационные работы продолжались. Одной из ключевых задач было установить новые колокола, так как старые не сохранились. Первый набор колоколов был подарен церковной общиной Мариенбурга в 1990 году, а затем бывший директор Михайловского Пушкинского заповедника, Семен Степанович Гейченко, подарил собору колокол-дискант.

19 января 1990 года, после 55 лет молчания, состоялось первое богослужение под открытым небом у Петергофского храма, который не смог вместить всех прихожан. Этот день стал символом возрождения духовной жизни в этом уникальном историческом месте.

В 1993 году из Германии прибыли три стальных колокола, купленные супругами Бахман. Побывав однажды на экскурсии в Петергофе, они узнали о трудной судьбе собора и решили сделать подарок. Прислали колокола, изготовленные на знаменитом колокольном заводе Аахена. Самый большой из них - баритон, весит 1750 кг. Второй колокол - тенор, его вес 1100 кг. Третий - альт, весит 900 кг. Голоса колоколов были подобраны по звукам песни "Дубинушка" и слышны очень далеко...

Елена Логунова, вспоминая о Гейченко, нашем земляке, подчеркнула его связь с Петергофом, где он родился, работал и откуда ушел на фронт. Его история стала частью богатого наследия этого удивительного места, где каждый уголок пронизан историей и воспоминаниями.

Колокола, привезенные из Германии, стали не только символом щедрости и поддержки собора, но и звучным напоминанием о дружбе между народами. Их звуки, сочетаясь с атмосферой Петергофа, создают уникальную атмосферу, наполненную гармонией и историческими оттенками.

Поднявшись на смотровую площадку, открывается потрясающий вид на город, который словно расстилается у ваших ног. Впереди – бесконечные крыши домов, утопающих в зелени парков и скверов. Здесь, на высоте, можно ощутить всю величие и красоту архитектурных шедевров, которые стали символами города.

И вот наступило время, когда в собор можно свободно войти с удивительно красивого, просто сказочного крыльца. Что я и сделала. Внешне храм величав, но внутри кажется небольшим, уютным. Утренняя служба уже закончилась, прихожан не было. Только батюшка в парчовом одеянии стоял возле иконостаса. "Вас можно поздравить? - спросила его. - Реставрация, наконец-то, закончилась?" "Рано поздравляете. Работы еще так много! Удивляюсь, как храм выстоял" - ответил он. И предложил подняться на смотровую площадку.

С высоты кажется, что время здесь остановилось, и можно прочувствовать величие и духовность этого места. Каждая деталь архитектуры, каждая фреска на стенах храма словно рассказывает свою удивительную историю. В этот момент осознаешь, что каждый камень этого храма пронизан молитвами и верой людей, которые здесь поклонялись и искали утешения.

Петергофский собор, великолепное творение архитектора Султанова, возвышается над городом, словно лебединая песня зодчего. Пройдя внутрь собора, мой взгляд устремился к винтовой лестнице, ведущей наверх. Следуя совету батюшки, я преодолела 143 ступеньки и открыла перед собой великолепный вид на Кронштадт, Финский залив и Васильевский остров Санкт-Петербурга. Этот пейзаж захватывает дух, наполняя сердце восторгом и восхищением.

Архитектор Султанов мечтал, чтобы его творение стало доступным для всех желающих насладиться его красотой. Но судьба распорядилась иначе, и он умер на чужбине в 1908 году. Однако его наследие, воплощенное в Петергофском соборе, продолжает восхищать каждого, кто ценит настоящее искусство. Султанов покоится на погосте русской церкви в Висбадене, но его дух пребывает в каждой изысканной детали этого великолепного сооружения.

Эксперт: Важность сохранения и восстановления исторических памятников становится все более очевидной в современном мире. Десять лет назад в бюджете Санкт-Петербурга были выделены средства на восстановление Петергофского собора. Этот шаг стал важным примером того, как правильное распределение ресурсов может способствовать сохранению культурного наследия.

Теперь, благодаря тщательной организации и высокому качеству выполняемых работ, процесс восстановления собора идет полным ходом. Фронт работ огромный, но уже можно увидеть значительные результаты проделанной работы. Каждый этап реставрации тщательно продуман и планируется завершить все работы к 2026 году.

Важно отметить, что восстановление Петергофского собора не только восстанавливает его первозданный внешний вид, но и способствует сохранению исторической памяти города и его жителей. Этот проект становится символом уважения к прошлому и заботы о будущем, объединяя усилия государства, специалистов и общественности в стремлении сохранить ценное наследие для будущих поколений.

Источник и фото - rg.ru