30 October, 2024

В Петербурге проходит Международный фестиваль современного танца Open Look

В Петербурге проходит Международный фестиваль современного танца Open Look
21.08.2024 11:12

Каждый год до 24 августа на новой сцене Александринского театра зрители могут насладиться невероятными пластическими спектаклями, созданными на протяжении четверти века.

Вадим Каспаров отметил, что в 1999 году мало кто верил в успех первого Open Look, но благодаря упорству и стойкости команды фестиваль стал ежегодным событием. Он подчеркнул, что долгосрочное планирование и постоянное стремление к развитию помогли им достичь таких высот.

Каждый новый фестиваль для Вадима Каспарова - это не только возможность показать зрителям уникальные постановки, но и шанс продолжить строить и развивать свой творческий проект. Он призывает всех к большим идеям, нацеленным на будущее, и уверен, что только так можно добиться долгосрочного успеха в искусстве.

Наша история началась всего год назад, когда моя жена Наталья и я основали театр современного танца и школу-студию "КАННОН ДАНС". Этот проект стал основой для организации фестиваля, который уже проходит 27 лет. Наша команда стремится к постоянному развитию и расширению горизонтов.

В 2022 году нам удалось получить государственный статус и войти в состав "Петербург-концерта", что стало для нас важным шагом к укреплению позиций и возможности планировать долгосрочные проекты. Теперь мы можем с уверенностью говорить о нашем будущем и строить планы на несколько лет вперед.

Важным этапом стало согласование выступления на 17 января 2025 года еще в апреле текущего года. Это свидетельствует о нашей стремлении к системному подходу и организации работы на уровне "Центра развития проектов современной хореографии" ГБУК "Петербург-концерт". Мы активно работаем над расширением наших проектов и планов, включая участие в существующих фестивалях Open Look, "Пятилетка" и "Танец будущего/Dance4Kids".

Для понимания разницы между первым фестивалем и нынешним, важно углубиться в процесс организации и развития события. Вадим Каспаров отмечает, что первый фестиваль был организован практически случайно, когда в 1999 году в Питер приезжала американская танцевальная компания "Билл Янг и Танцоры". Однако именно тогда начал формироваться алгоритм того, из чего должен состоять фестиваль.

С течением времени фестиваль стал не только событием культурного обмена, но и площадкой для обучения и вдохновения. Постепенно в программу были внедрены мастер-классы от приглашенных артистов, что стало важным элементом привлечения аудитории и разнообразия контента.

Сегодня фестиваль представляет собой не просто серию выступлений, а целую платформу для обмена опытом, творческого роста и взаимодействия между участниками. Развитие алгоритма организации позволило сделать событие более интерактивным и значимым для всех его участников.

Отечественные технологии современного танца мы утратили в 1930-х годах. Тогда стояла задача унификации, создания стандартов, и в стране развивалась актерская система - Станиславского, хореография - Вагановой... Но одновременно переставало развиваться все остальное. Кстати, современную художественную гимнастику нам дали петербургские "модернисты", которые увели свободные пластические движения под крыло Института физической культуры имени Лесгафта.

Именно поэтому так важно понимать, как происходит подготовка к выступлениям в современном танце. Это должны быть не просто ошеломительные гастроли, но и образовательная часть. Как они добиваются результата? Какая технология подготовки? Как в производстве: почему иностранные машины лучше наших? Вот эту внутреннюю механику и надо было понять.

Исследование истории развития танцевальной культуры в России позволяет лучше понять, какие факторы повлияли на потерю отечественных технологий в данной области. Важно учитывать не только технические аспекты, но и социокультурные и исторические контексты, чтобы полноценно оценить ситуацию.

Таким образом, восстановление и развитие отечественных технологий современного танца требует не только тщательного изучения прошлого, но и инновационного подхода к созданию новых методов подготовки и исполнения. Важно сохранить уникальные черты российской танцевальной школы и внести свежий взгляд в ее современное развитие.

Современный танец в нашей стране начал развиваться лишь в конце 1980-х годов, и это был настоящий вызов для всех танцоров. Мы вынуждены были учиться заново, вдохновляясь опытом американцев, немцев, французов, израильтян, голландцев и других стран. И хотя за прошедшие 30 лет мы проделали огромную работу, все еще ощущаем разрыв между нашими танцовщиками и западными коллегами.

Однако, мы не теряем надежды и продолжаем стремиться к совершенству. В этом году особенное внимание уделяется решению проблемы отставания нашего танцевального искусства. Фестиваль и форум "Открытый взгляд", поддержанный Президентским фондом культурных инициатив, станут площадкой для обмена опытом и поиска новых путей развития.

Мы убеждены, что только через общее усилие, обмен знаниями и вдохновением от мировых танцевальных традиций мы сможем добиться новых высот в развитии современного танца в нашей стране.

Русская танцевальная школа выделяется своими уникальными особенностями и талантами. Она обладает богатым наследием истории и культуры, которое влияет на ее развитие и успех. Вадим Каспаров отмечает, что хотя школа могла бы стать еще более выдающейся, в ней присутствует определенная степень консерватизма. Он подчеркивает, что русский балет, хоть и является национальным брендом, имеет свои корни во французской и итальянской танцевальных школах. Этот синтез культур и традиций придает русскому балету свою уникальность и изысканность.

Однако, по мнению Каспарова, когда существует только "правильное" видение искусства, это может привести к стагнации и потере творческого потенциала. Он подчеркивает разницу между культурой, сохраняющей наследие, и искусством, которое постоянно ищет новые формы и выражения. Важно находить баланс между сохранением традиций и поиском новаторских подходов в танцевальном искусстве. Только так школа сможет продолжать развиваться и оставаться актуальной для будущих поколений.

В мире искусства существует дихотомия между образованием, где учат тому, что уже известно, и наукой, которая исследует неизведанное. Подобно классическому балету, существует и современный танец, который продолжает эволюционировать и развиваться. Важно понимать, что история и современность могут сосуществовать и взаимодействовать, как это было с музыкой Чайковского и постановками Петипа.

Надо стремиться к развитию и совершенствованию на всех уровнях, включая образование. Я, будучи внутри системы, вижу множество недостатков в обучении, которое предоставляют хореографические училища. Выпускники этих учебных заведений часто не готовы к современному танцу, что создает проблемы при формировании трупп. Поэтому мне и Наталье Владимировне придется открыть собственное учебное заведение. Это будет не просто школа, а настоящее ремесло, где будут развиваться искусство и таланты нового поколения хореографов.

Для успешного фестиваля важно не только отбирать качественные программы, но и поддерживать творческую кооперацию с коллегами. Это открывает большие возможности и рождает идеи новых совместных проектов. Сейчас, в наше дурное время, особенно много "голых королей" в искусстве, включая хореографию. Чтобы скрыть наготу, художники обрамляют ее в философские фразы и формулы. Однако, язык тела должен говорить сам за себя, не требуя переводчика. Тело - это инструмент, которым обязан владеть каждый танцовщик. Как вы думаете, Вадим Каспаров, этот принцип также применялся при отборе программы для вашего фестиваля?

В этом году в фокусе внимания - современная хореография Балканских стран, Белоруссии и Кореи, очень контрастная российская программа. Новаторские идеи и творческие подходы хореографов из разных стран собрались на нашем фестивале, чтобы представить зрителям уникальные постановки.

Например, будет показывать свой спектакль "Театр. Балет" Дарьи Вергизовой. Они сделали премьеру, но показали ее только один раз - на второй нет ресурсов: на аренду, рекламу. Это лишь один из примеров того, как трудно пробиваться в мире современного танцевального искусства.

И наш фестиваль является такой платформой для продвижения танцевального искусства. Приезжают директоры других фестивалей, театров, видят живьем, зовут к себе. Участие в таких мероприятиях помогает хореографам и танцорам расширить свои горизонты и найти новые возможности для сотрудничества.

Но мы, как я уже сказал, не просто показываем спектакли, мы приглашаем к разговору. Обсуждение после выступлений, мастер-классы и встречи с профессионалами помогают участникам фестиваля развивать свое мастерство и обмениваться опытом. Взаимодействие и общение - важные аспекты развития современной хореографии.

Важно отметить, что современный танец становится все более популярным и востребованным и важно, чтобы в его развитии принимали участие различные организации и учреждения. Мы приглашаем представителей Минкульта, Комитета по культуре, Союза театральных деятелей принять участие в работе форума "Открытый взгляд".

Проблемы, с которыми сталкиваются современные танцоры, разнообразны и требуют комплексного подхода. Они включают в себя вопросы финансирования, недостаток мужчин в танцевальной индустрии и отсутствие перспектив для молодых талантов. Например, мальчикам часто сложно найти работу после окончания обучения, что ограничивает развитие отрасли.

Необходимо обратить внимание на то, что в России существует всего 11 профессиональных государственных танцевальных компаний современного танца, где танцоры могут получать достойную зарплату. В то время как в мировых культурных столицах, таких как Лондон и Нью-Йорк, количество таких компаний значительно выше - это свидетельствует о неравенстве возможностей для развития танцевальной индустрии.

Интересно отметить, что история русского балета неразрывно связана с решением, принятым в 30-е годы, о создании театров оперы и балета во всех республиках Советского Союза. Это решение способствовало массовому развитию и популяризации балетного искусства, сделав его одним из символов российской культуры.

На фестивале в этом году появилась уникальная возможность для молодых хореографов - платформа ОТКРЫТАЯ СЦЕНА/OPEN STAGE. Это пространство предназначено для талантливых творцов, которые не попали в основную программу. Но стоит ли сомневаться в их уровне, если их работы не приняли жюри?

Вадим Каспаров утверждает, что молодые хореографы только начинают свой путь и стремятся найти свое творческое "я". Важно поддерживать их на этом этапе развития. Именно поэтому организаторы фестиваля предоставили бесплатный хореографический зал резидентам, где они могут экспериментировать, творить и искать свое уникальное видение. Результаты их работы будут представлены именно на площадке Open Stage.

Новые коллективы, только начавшие свой путь, нуждаются в нашей поддержке, чтобы звезды могли расти и сверкать на небесах. Я всегда нахожу больший интерес в том, чтобы помогать тем, кто только начинает, чем в том, чтобы поддерживать тех, кто уже достиг высот.

Когда-то вы говорили, что стараетесь приглашать на OPEN LOOK коллективы, которые взрывают мозг. Сейчас чем можно взорвать мозг зрителю? Чтобы взорвать мозг зрителю сегодня, нужно предложить нечто уникальное, вызывающее глубокие размышления и эмоциональные отклики.

Хороший вопрос, особенно сегодня. У нас есть спектакль "Черный сад" про события в Карабахе 1990-х, наша дочь Валерия Каспарова поставила его в 2022 году. Кто-то с опаской относятся к таким темам: это же конфликт, который не разрешен до сих пор. Однако, через искусство мы можем пролить свет на сложные проблемы, вызвать диалог и побудить зрителей к размышлениям о мире и справедливости.

Искусство современного танца - это не только просто движения на сцене, это целый мир эмоций и идей, которые могут изменить ваш взгляд на жизнь. Но это первый шаг в никуда, если вы начинаете бояться острых тем.

В нашем спектакле через пластику показано, как искусственно разрывают людей, которые веками жили бок о бок. Этот спектакль - это не просто танец, это искусство, способное перенести зрителя в мир новых ощущений и переживаний.

22 августа - "Проект Дмитрия Беззубенко", отобранный из программы старейшего на пространстве СНГ фестиваля современного танца IFMC (Витебск, Белоруссия). Этот проект представляет собой уникальное сочетание современной хореографии и музыкального сопровождения, способного поразить воображение зрителей.

23 августа - Балканский вечер современного танца: поддержат хореограф Ивана Балабанова (Северная Македония) и итальянский композитор Алеcсандро Олла, которые представят танцевальный спектакль CODE#9, а также коллаборацию с Каннон Данс - танцевальный спектакль "Вкл./Выкл." и наконец артисты театра Bitef Dance Company (Сербия) поддержат этот вечер. Этот вечер станет настоящим праздником для всех ценителей современного танца, где каждый сможет найти что-то особенное для себя.

В заключительный день фестиваля, 24 августа, зрителей ждет захватывающее закрытие. Корейская хореограф и танцовщица Суджонг Ким порадует аудиторию своими уникальными сольными работами - COMPLIMENT OF LIFE и QUERENCIA, а также проведет мастер-классы для российских танцовщиков. Она также выступит в качестве хореографа в совместном проекте с коллективом "Каннон Данс", а зрителей ждет премьера захватывающего спектакля THE PARADOX.

Но не только звезды мирового масштаба примут участие в фестивале. Важное место в программе занимают "центристы", те, кто является основой и опорой современного танца в России за последние 30 лет. Среди них - театр Саши Кукина из Санкт-Петербурга, театр Ольги Пона из Челябинска, Камерный балет "Пантера" Наиля Ибрагимова из Казани, компания "Окоем" под руководством Александра Гурвича из Екатеринбурга, а также танцтеатр "всем телом" Александра Шуйского из Москвы.

Этот фестиваль - не просто мероприятие, это праздник искусства, где танец становится языком, объединяющим разные культуры и таланты. Каждое выступление, каждая премьера - это возможность окунуться в мир творчества и эмоций, который оставит незабываемые впечатления у каждого зрителя.

Источник и фото - rg.ru