26 November, 2024

Северным регионам еще предстоит раскрыть свой транспортный потенциал

Северным регионам еще предстоит раскрыть свой транспортный потенциал
25.06.2024 09:11

Однако для успешной реализации этих проектов необходимо решить целый ряд проблемных вопросов, связанных с логистикой и инфраструктурой.

Несмотря на сложности, специалисты, принявшие участие в XIV Международной конференции "Трилогия" на ПМЭФ-2024, отметили, что логистическая сфера Северо-Запада успешно справилась с основными вызовами, включая санкции, и находится на пути к устойчивому росту. Это свидетельствует о потенциале региона для дальнейшего развития и участия в международных проектах.

С учетом активного участия Петербурга в работе над развитием транспортных маршрутов и логистической инфраструктуры, город имеет все шансы стать ключевым игроком в обеспечении эффективной транспортной связи между Севером и Югом, а также в использовании потенциала Северного морского пути для международных перевозок.

С каждым годом растет интерес бизнеса к международным маршрутам, связывающим порты Санкт-Петербурга с различными точками мира. В первом квартале 2024 года грузооборот Большого порта Санкт-Петербург составил 13,4 миллиона тонн, что на 39,7 процента больше, чем годом ранее. Этот рост свидетельствует о динамичном развитии международной торговли через российские порты.

Особенно активно развиваются маршруты, связывающие российские гавани в Финском заливе с портами Юго-Восточной и Южной Азии, а также Африканского континента. Это свидетельствует о стремлении компаний расширить географию своих поставок и укрепить международное партнерство.

Помимо морских перевозок, железнодорожные перевозки на Северо-Западе России также нарастили свои объемы. За первые пять месяцев 2024 года по Октябрьской железной дороге (ОЖД) перевезено 484,1 тысячи груженых и порожних контейнеров ДФЭ (TEU), что в 1,7 раза больше, чем за аналогичный период 2023 года. Этот рост железнодорожных перевозок свидетельствует о постоянной модернизации и увеличении эффективности транспортной инфраструктуры в регионе.

Начальник Октябрьской железной дороги, Виктор Голомолзин, подчеркивает, что несмотря на общий рост перевозок, все еще существует дисбаланс в загрузке транспортных коридоров, проходящих через Северо-Запад. Это особенно заметно в рамках МТК "Запад-Восток", который соединяет Европу с Китаем. За пять месяцев текущего года ОЖД перевезла 211 тысяч контейнеров, что является значительным показателем.

Важно отметить, что общий объем перевезенных грузов по железной дороге за последний период значительно увеличился. Всего было перевезено 5,5 миллиона тонн грузов, что на 1,8 раза больше, чем годом ранее. Особенно впечатляющий рост наблюдается в категориях удобрений, автомобилей и комплектующих, а также нефти и нефтепродуктов.

Прирост перевозок удобрений в 3,4 раза свидетельствует о повышенном спросе на этот вид грузов. Автомобили и комплектующие также пользуются популярностью, что отражается в увеличении перевозок на 2,7 раза. Нефть и нефтепродукты, в свою очередь, остаются одними из основных грузовых потоков, что подтверждается ростом перевозок на 1,8 раза.

С каждым днем контейнерные перевозки автомобильных комплектующих из Китая для "Автозавода Санкт-Петербург" становятся все более востребованными. Этот успешный опыт уже привел к расширению перевозок на другие автопредприятия России и Белоруссии.

Не только автомобильные комплектующие, но и объемы перевозки рыбы и морепродуктов с Дальнего Востока значительно увеличились. Это открывает новые перспективы для логистических компаний и железнодорожников.

Северный морской путь остается многообещающим для развития грузоперевозок. Начальник ОЖД подчеркнул, что логистические мощности для контейнеров, доставляемых через Большой порт Санкт-Петербург по СМП, активно бронируются компаниями за три месяца до отправки судна.

Этот тренд говорит о значительном росте интереса к использованию Северного морского пути как альтернативного маршрута для грузоперевозок. Важно продолжать развивать инфраструктуру и улучшать условия перевозок, чтобы обеспечить эффективное функционирование этого перспективного транспортного коридора.

Важно отметить, что МТК "Север - Юг" остается одним из наиболее перспективных транспортных коридоров в новых геополитических условиях. Несмотря на значительный прирост грузооборота в январе - мае 2024 года, этот маршрут до сих пор не загружен полностью. Однако он играет важную роль в смягчении рисков перевозок через Суэцкий канал и Красное море.

Интересно, что самой северной точкой МТК "Север - Юг" является Санкт-Петербург, который представляет собой альтернативу традиционному морскому маршруту из Европы в Азию. Этот факт подчеркивает стратегическое значение данного транспортного коридора и его потенциал для развития в будущем.

Юрий Чижков, руководитель Северо-Западного отделения Международной академии транспорта, отмечает, что в 2023 году объем экспортно-импортных перевозок по трем маршрутам МТК "Север - Юг" составил 17,6 миллиона тонн. Хотя это число кажется невеликим по сравнению с общим объемом российской внешней торговли, потенциал роста и развития данного коридора остается значительным.

Экспертное мнение: Развитие МТК "Север - Юг" является стратегически важным для России и ее партнеров в регионе. Однако, на пути к достижению поставленных целей к 2030 и 2035 годам возникают серьезные препятствия. Сегодняшнему развитию коридора мешает не только технические проблемы, но и геополитические факторы. Наличие устаревшей инфраструктуры в ряде стран, низкая пропускная способность портов и недостаток транспортных средств создают сложности в реализации планов.

Среди основных проблем, мешающих развитию МТК "Север - Юг", можно выделить необходимость модернизации железнодорожной инфраструктуры в ключевых узлах, таких как Дербент, Азербайджан, Туркменистан и Иран. Это требует значительных инвестиций и согласованных действий со стороны всех участников проекта. Без решения этих проблем достижение поставленных целей по объему перевозок к 2030 и 2035 годам становится под угрозой.

Помимо технических аспектов, сохраняется риск столкновения с геополитическими проблемами. Боязнь попадания под вторичные западные санкции создает нестабильность и усложняет процесс транзита через ряд стран. Для успешного развития МТК "Север - Юг" необходимо уделить внимание не только техническим аспектам, но и дипломатическим усилиям по обеспечению безопасности и стабильности транспортного коридора.

Для российских перевозчиков, привыкших везти товары из Петербурга в Индию морским путем, безопасный сухопутный маршрут через МТК "Север - Юг" может оказаться более выгодным и эффективным вариантом. Несмотря на недозагруженность существующей инфраструктуры МТК, многие компании упускают возможность использовать этот путь из-за отсутствия информации о его преимуществах.

Для изменения ситуации необходима активная разъяснительная работа с потенциальными клиентами. Максим Лосев, директор филиала АО "РЖД Логистика" в Санкт-Петербурге, подчеркивает важность осознания рисков, связанных с морским транспортом, и предлагает рассмотреть железнодорожный транспорт как более надежный и сохранный вариант для грузоперевозок.

Помимо уравновешивания рисков, МТК "Север - Юг" может обеспечить более быструю доставку грузов в Индию, сократив время в пути и улучшив логистические процессы. Это позволит компаниям сэкономить на затратах и повысить конкурентоспособность на рынке международных перевозок.

С ростом грузооборота в южном и юго-восточном направлении новые возможности откроются и на северном конце коридора. Важно, чтобы была возможность предоставлять этот сервис клиентам по сбалансированным ценам", - говорит Лосев. Однако, чтобы расширить перевозки в страны Восточной Африки и Аравийского полуострова, необходимо разработать эффективные логистические решения. Восточный маршрут МТК, по которому в Иран и к портам Индийского океана уже идут вагоны из разных регионов России, становится все более популярным. Помимо Москвы и Петербурга, сейчас вагоны отправляются также с Урала, и в перспективе - с Сибири. Это открывает новые перспективы для развития транспортных связей в регионах, которые ранее не были активно вовлечены в трансграничные перевозки.

В свете растущего интереса зарубежных партнеров к внутренним водным путям России, Юлия Зворыкина, проректор Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе, утверждает, что Северо-Запад России должен стать ключевым транспортным хабом, связывающим МТК "Север - Юг" с СМП и другими водными путями страны.

Однако, Юрий Чижков добавляет, что МТК "Север - Юг" также представляет собой отличную возможность для экспорта традиционных грузов Северо-Запада. Он указывает на такие товары, как древесина, пиломатериалы, фанера, бумага и химические удобрения.

С учетом этих факторов, развитие транспортной инфраструктуры в Северо-Западном регионе России становится еще более актуальным и важным. Это позволит не только удовлетворить растущий спрос на грузоперевозки, но и укрепить позиции России на международной арене. Кроме того, развитие транспортного хаба в этом регионе будет способствовать экономическому развитию и созданию новых рабочих мест.

Таким образом, перспективы развития транспортного сектора в Северо-Западной России являются обнадеживающими и требуют активных действий со стороны государства и бизнес-сообщества.

Важно понимать, что развитие транспортного коридора в Юго-Восточной Азии и Африке предполагает не только отправку различных видов грузов, но и участие в проектировании и строительстве судов для Каспийского моря. Это открывает новые перспективы для Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которые остаются ключевыми регионами России в сфере логистики и транспортировки грузов.

Несмотря на санкционное давление Запада, Санкт-Петербург и его порты продолжают играть важную роль в транспортной инфраструктуре России. Это особенно актуально для экспортно-импортных грузов, которые по большей части проходят через этот регион. Александр Ходачек, вице-президент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, подчеркивает, что интеллектуальный вклад города может способствовать дальнейшему развитию транспортных маршрутов.

Кроме того, следует отметить, что Северная столица играет значительную роль в формировании российской политики в Арктике. Ее географическое положение и логистические возможности делают ее важным игроком в региональной экономике и транспортной сети. Взаимодействие с другими странами и участие в международных проектах открывают новые горизонты для развития портов и транспортных маршрутов Санкт-Петербурга.

Петербург - не только исторический и культурный центр, но и важный узел для различных отраслей, связанных с морским транспортом. Здесь сосредоточена подготовка высококвалифицированных кадров, а также действует старейшее гидрографическое предприятие, обеспечивающее безопасную навигацию по Северному морскому пути. Эксперт Ходачек отмечает, что в Петербурге также активно развиваются проекты, связанные с геологией и гидрометеорологией.

Помимо этого, петербургский регион играет ключевую роль в стратегическом развитии морского транспорта "Север - Юг". Уникальные возможности города будут востребованы для успешной реализации проектов, направленных на улучшение транспортной инфраструктуры и обеспечение ее интермодальности. Система интермодальности, объединяющая железнодорожный, автомобильный, морской и речной транспорт, играет ключевую роль в обеспечении эффективности и безопасности грузоперевозок.

Источник и фото - rg.ru