1 November, 2024

Полярники СП-41 могли обнаружить новые виды организмов на большой глубине океана

Полярники СП-41 могли обнаружить новые виды организмов на большой глубине океана
08.06.2024 06:00

Начальник экспедиции СП-41, Кирилл Фильчук, поделился с нами впечатлениями от этой "полярной Одиссеи" и рассказал о планах по анализу полученных данных и проб.

Кирилл, какие исследования, сделанные во время дрейфа, можно считать наиболее перспективными? Ждать ли открытий?

Кирилл Фильчук: Нового вида тюленя, белого медведя и прочих крупных обитателей высоких широт - не открыли, это точно. Возможно, будут новые виды в плане мелких организмов, обитающих на дне, в толще воды. Пробы брали и с глубины 4 900 метров.

Экспедиция "Северный полюс-41" оказалась не только экстремальным испытанием для участников, но и уникальной научной миссией. Ожидания от анализа полученных данных высоки, и многие ученые надеются на открытия, которые проложат новые пути в изучении арктической экосистемы.

После столь длительного пребывания в условиях арктического дрейфа, полярники заслуженно отдохнут, но их увлечение наукой и стремление к новым открытиям не покоятся. Начнется тщательный анализ данных и проб, который, возможно, приведет к удивительным результатам и важным открытиям для науки.

Уникальность - это ключевое понятие, которое описывает вашу экспедицию. Начиная с судна сопровождения, нового формата дрейфа и проб с такой глубины океана, каждый аспект вашего исследования привлекает внимание. Мы находились в регионе, о котором очень мало известно, и наша работа по сбору данных в различных областях науки была весьма продуктивной. По всем направлениям - метеорология, гидрология, океанология, биология - мы возобновили поступление информации, что позволило расширить наши знания о этом уникальном месте.

В ходе экспедиции мы также проводили исследования по возможностям адаптации человека к работе в условиях дрейфа. Мы разрабатывали и выполняли специальные упражнения, а затем проводили измерения для оценки влияния на организм. Эти данные не только помогут улучшить условия работы на дрейфующих станциях, но и могут пролить свет на адаптацию человека к экстремальным условиям.

Таким образом, ваша экспедиция не только расширила наши знания об этом загадочном регионе, но и внесла вклад в изучение адаптации человека к экстремальным условиям. Ваши исследования имеют огромное значение для науки и могут привести к новым открытиям и пониманию океанической среды.

Экспедиция в высокоширотную Арктику - это не только стартовый этап процесса возобновления регулярных комплексных исследований, но и огромный шаг вперед для науки. Несмотря на напряженную политическую обстановку, интерес ученых из разных стран к проекту СП-41 остается высоким. Международные экспедиции могли бы стать реальностью, если бы не геополитические противоречия.

СП-41 привлек ученых из разных регионов России, включая Петербург, Томск, Мурманск и Москву. Они объединились для осуществления этого уникального проекта, что подчеркивает значимость и масштабность исследований в Арктике. Экспедиция стала международным научным событием, привлекающим внимание специалистов со всего мира.

Организация первой в мире дрейфующей станции на базе специально сконструированного судна подчеркивает инновационный подход к исследованиям в Арктике. Это открывает новые перспективы для изучения этого уникального региона и понимания его влияния на глобальные процессы.

С самого начала экспедиции было ясно, что ее успех будет зависеть от Кирилла Фильчука, ее начальника. Он не только организовал все работы на высшем уровне, но и создал дружный коллектив, который смог преодолеть 20 месяцев дрейфа на самом краю планеты. Каждая полярная ночь, длительностью по четыре месяца, была перенесена с позитивным настроем и минимальным психологическим дискомфортом.

Однако, несмотря на все усилия и организацию Кирилла Фильчука, дрейф оказался намного сложнее, чем ожидалось. Сроки экспедиции все время увеличивались, начиная от года и заканчивая 20 месяцами. Ледовые условия и природные факторы не учитывают человеческие планы и требуют гибкости и адаптации.

Таким образом, самым сложным в дрейфе было преодоление неожиданных препятствий и изменение планов. Кирилл Фильчук и его команда смогли справиться с этим вызовом благодаря своей профессиональной подготовке и сплоченности. Их опыт и настойчивость стали ключевыми факторами в успешном завершении экспедиции.

Когда люди рассчитывают на определенный срок, они обычно настраиваются дотерпеть до определенной даты, даже если это трудно. Однако в данном случае дата исчезала в тумане, оставляя людей в непредсказуемой ситуации.

Если бы дрейф был на классической станции (только на льдине), это было бы гораздо тяжелее. На судне же есть множество возможностей для разнообразного досуга: от персональных компьютеров и фильмов до спортивных занятий и концертных программ. Все это создает уникальную атмосферу и позволяет экипажу сохранять психологическое равновесие в условиях длительного пребывания в открытом море.

Кроме того, на судне проводились соревнования по футболу на льду, возрождая традиции полярников. Также здесь проходили местные радиопередачи, праздники, дни рождения, что создавало ощущение сообщества и поддерживало дух экипажа в условиях изоляции.

Подумайте, каким был самый трудный день в вашей жизни. Для Кирилла Фильчука этим днем стал тот, когда пришлось эвакуировать заболевшего члена экспедиции с края Земли на Шпицберген. Сложная логистическая операция с использованием вертолетов была необходима, так как условия на судне не позволяли оказать ему помощь. Вспоминая этот момент, Кирилл отмечает, что сейчас он спокоен, но в тот момент речь шла о человеческой жизни. Ближайшим жильем для них стала Международная космическая станция, и не сразу стала понятна схема эвакуации. Все это событие осталось в его памяти как одно из самых сложных в его карьере полярника.

Работа в Арктике и Антарктике - это не только экзотика и красота природы, но и постоянные испытания для психики и физической выносливости. Кирилл Фильчук, опытный полярник, делится своими впечатлениями о работе в экстремальных условиях. Дни здесь сливаются в калейдоскоп, и каждый из них запоминается по-особенному. Одним из самых радостных моментов был день, когда они смогли самостоятельно выбраться в открытую воду без помощи ледокола. Это был настоящий триумф, который вызвал у всех всплеск эмоций.

Кирилл Фильчук рассказывает о самых стрессовых моментах, которые он пережил во время работы на полярных станциях. Одним из таких моментов было случай, когда после высадки на дрейфующую станцию началось распадение льда под ногами. Внезапно возникшая трещина создала угрозу для жизни и безопасности команды. И в этот момент стало ясно, что ничего нельзя изменить - лед остается ледом, а судно, которое доставило их, уже ушло. Экстремальные ситуации на полярных станциях требуют не только профессионализма, но и способности сохранять спокойствие и принимать решения в критических ситуациях.

В 2015 году случился инцидент, когда белый медведь почти встретился со мной лично. Он внезапно появился всего в 10 метрах от меня, что уже является крайне опасной близостью, с которой медведь может атаковать. Спасло то, что медведь был занят едой и не обратил на меня внимания, что дало нам время на реакцию. Мы запустили сигнальные снаряды, сели на снегоходы и уехали, избегая столкновения.

Белые медведи заходили в район, где работают океанологи, и даже разорили их палатку. Этот инцидент показал, насколько важно соблюдать правила безопасности и всегда находиться на льду только в сопровождении егеря с оружием. Хорошо, что в тот момент людей не было на месте происшествия, и критических ситуаций удалось избежать.

Кирилл Фильчук подчеркнул, что встречи с белыми медведями могут быть опасными, но благодаря соблюдению мер предосторожности и оперативной реакции удалось избежать серьезных последствий. Важно помнить, что даже видя медведя на расстоянии, необходимо быть готовым к возможной опасности и действовать решительно для собственной безопасности.

На первом рейсе уникальной платформы "Северный полюс", сопровождаемой судном СП-41, был собран ценный опыт. Каким образом платформа продемонстрировала свои возможности?

Кирилл Фильчук подчеркнул отсутствие серьезных проблем, влияющих на работоспособность платформы. Судно было отлично спроектировано с учетом поставленных перед ним задач.

Важно отметить, что хотя это судно не является ледоколом и не обладает высокой скоростью и ледопроходимостью, для его роли в качестве дрейфующей платформы на льду эти параметры не столь критичны.

Однако существенным недостатком оказался недостаточный обогрев ангара для научных исследований, особенно при выполнении забортных работ с тяжелым погружным оборудованием при температурах ниже минус 30 градусов. Несмотря на это, данная проблема является решаемой.

В самом начале экспедиции, когда судно только вышло в открытое море, участники могли наслаждаться всеми преимуществами комфортабельного корабля. Но по мере приближения к арктическим широтам, они поняли, что романтика и приключения все равно не обойдут их стороной. Кирилл Фильчук подчеркивает, что даже с хорошо оснащенным судном, природа Арктики не делает никаких скидок. Все участники экспедиции столкнулись с различными трудностями, которые им приходилось преодолевать. Неоднократно им приходилось сворачивать лагерь и эвакуироваться на борт судна из-за непредсказуемых погодных условий. Даже метеорологам пришлось восемь раз переезжать со своей станцией, чтобы наблюдать и изучать изменения в атмосфере. Но несмотря на все трудности, участники экспедиции не могли не восхищаться красотой арктической природы. Все они ощутили на себе звездную бесконечность и белое безмолвие, пережили переход от полярной ночи к полярному дню, который начинался с появления крошечной полоски зари на горизонте. И, конечно же, нельзя забыть о визите белого медведя, который стал незабываемым моментом в их путешествии.

Во время экспедиции на льду метеорологи предпочли жить в домике, а не на судне из-за удобства и необходимости вахт. Однако, когда через несколько недель после старта произошел разлом льда, стало очевидно, что оставлять людей на расстоянии от судна - опасно. Возникла необходимость в спасательной операции в случае трещины.

Для подобных ситуаций были разработаны планы действий и оборудование, но руководство решило не рисковать. Был организован беспроводной канал связи для сбора метеорологической информации. Данные с приборов, установленных на льду, передавались на судно, обеспечивая безопасность и своевременное реагирование на изменения в окружающей среде.

Полярник Кирилл Фильчук поделился своими мыслями о жизни на дрейфующей станции и о своих планах на будущее. Он отметил, что во время дрейфа часто хочется вернуться домой, но как только находишься дома, сразу же тянет обратно в экспедицию. Это типичное чувство для всех участников полярных экспедиций. Однако, Кирилл решил взять перерыв после завершения текущей миссии на станции СП-42, чтобы уделить внимание семье и отдохнуть. Ведь важно не забывать о близких, которые ждут тебя дома.

По его словам, важно желать полярникам на станции СП-42 спокойной и размеренной работы без происшествий. Однако, необходимо всегда быть готовыми к экстремальным событиям и помнить основное правило полярника: нельзя расслабляться, пока находишься в экспедиции. Только так можно успешно преодолевать все трудности и вызовы, с которыми сталкиваются участники полярных исследований.

На СП-41 было много молодежи - наша смена. Ребятам нравится находиться в северной реальности, заниматься важным делом. Надеюсь, что и на СП-42 их будет много.

В начале экспедиции на ледостойкую платформу "Северный полюс" в Арктику, я был поражен количеством молодых людей, которые присоединились к нашей смене на СП-41. Это было вдохновляюще видеть, как они с энтузиазмом и решимостью взялись за выполнение своих обязанностей. Они были полны энергии и готовы принять вызов, который представляла собой работа на Северном полюсе.

Молодежь, присоединившаяся к нам, является настоящими патриотами и заинтересована в сохранении и исследовании Арктики. Они осознают важность нашей миссии и понимают, что их усилия могут принести реальные изменения в сохранении природы и климата.

Но это не только работа и ответственность, которая их привлекает. Молодежь на СП-41 также наслаждается пребыванием в северной реальности. Они ценят красоту и уникальность арктической природы, а также возможность познакомиться с другими участниками экспедиции, которые разделяют их страсть к исследованию.

Надеюсь, что и на СП-42 мы сможем привлечь еще больше молодежи, которая разделит нашу страсть и цель. Ведь только с их помощью мы сможем достичь больших результатов и создать настоящую измену в сохранении Арктики.

Источник и фото - rg.ru