29 November, 2024

На этот спектакль ходили Пикассо и Кокто. "Жирофле-Жирофля" - в Театре музыкальной комедии

На этот спектакль ходили Пикассо и Кокто. "Жирофле-Жирофля" - в Театре музыкальной комедии
30.08.2024 18:43

Новое предложение в начале: В мире театра существует множество удивительных произведений, которые способны поразить зрителя своей оригинальностью и талантом исполнителей.

Санкт-Петербургский Театр музыкальной комедии выпустил премьеру комической оперы Шарля Лекока "Жирофле-Жирофля" в постановке Геннадия Тростянецкого. Озорная оперетта на музыку французского композитора, "извлеченная из пыльных парижских тайников XIX века", - классический образец театральной буффонады.

Новое предложение в середине: Постановка спектакля на сцене музыкального театра с профессиональными певцами и музыкантами - это уникальный опыт для режиссера драматического театра?

Геннадий Тростянецкий: Это, безусловно, уникальный опыт, но не первый в этом театре - несколько лет назад я поставил здесь спектакль "Белый. Петербург". Важно отметить, что каждая новая постановка оперы или оперетты открывает перед зрителями удивительный мир музыкального искусства.

Новое предложение в конце: Такие театральные проекты не только радуют публику своим профессионализмом, но и являются важной частью культурного наследия, сохраняя и передавая искусство предыдущих эпох новым поколениям.

Геннадий Тростянецкий вспоминает свою первую встречу с театром музыкальной комедии, который не знал ни его, ни он его. Но это стало началом удивительного творческого сотрудничества. Победа спектакля "Жирофле - Жирофля" на фестивале "Золотая маска" в семи номинациях была заслуженной, ведь это монументальное произведение, пронизанное драматизмом и музыкальностью.

Идея спектакля "Петербурга" по мотивам романа Андрея Белого "Петербург" была выложена Геннадием Тростянецким перед директором театра Юрием Шварцкопфом. После прямо в кабинете директора он "протанцевал" весь спектакль, и Шварцкопф сразу же согласился на реализацию этой амбициозной идеи.

Спектакль стал настоящей музыкальной мистерией, воплощением сложнейшего романа в музыкальной форме. Лебединая песня композитора Георгия Фиртича стала главным музыкальным мотивом спектакля. После успешных выступлений в Новосибирске, Екатеринбурге, Будапеште спектакль "Петербург" стал настоящим хитом, проведя за девять лет более 90 показов.

Год назад раздался звонок от главного дирижера театра Андрея Алексеева: "У нас идея: а не поставить ли вам оперетту, чистую оперетту - совершенно легкий жанр, где артисты поют, шутят, и танцуют?". Это предложение заставило Геннадия Тростянецкого задуматься. Он с легкостью согласился на это, как оказалось, совсем нелегкое дело - где артисты поют, шутят и танцуют, при этом, заметьте - совсем без микрофонов. Но как же он мог отказать в таком интересном предложении?

И каждый раз - аншлаги, зал встает, устраивает овацию. И вдруг - Шарль Лекок? Действительно - вдруг! Все было готово к премьере, но вот незадача - Лекок, звезда оперетты, заболел. Все паниковали, но Тростянецкий решил не откладывать и предложил сыграть эту роль самому. И вот уже он стоит на сцене, исполняя партию Лекока, и зал в восторге.

Таким образом, оперетта стала не просто спектаклем, а настоящим испытанием для всех участников. Но благодаря стараниям и таланту Геннадия Тростянецкого, она стала ярким событием в театральной жизни.

Погружаясь в историю постановок оперы, я обнаружил, что первое представление этой оперы-буфф состоялось в 1874 году в Брюсселе. Не многие знают, что самую знаменитую постановку в России сотворил Александр Таиров в 1922 году. Это был яркий, эксцентрический спектакль-эксперимент с драматическими актерами на сцене московского Камерного театра. В этом спектакле блеснула непревзойденная Алиса Коонен в роли Жирофлеи Жирофля. Москва была поражена, а в Париже на гастролях театра это был единственный спектакль, за билетами на который тянулась огромная очередь. Даже такие известные личности, как Жан Кокто и Пабло Пикассо, не упустили возможности посетить это уникальное представление.

Зная вас давно, я уверен, что вы глубоко погрузились в изучение музыкального материала и либретто. Эта опера богата не только музыкальными мотивами, но и глубоким смыслом, который раскрывается через драматические образы и сценические постановки.

Геннадий Тростянецкий: Именно так! Для меня важно было не только изучить историю постановок, но и понять, какие идеи и эмоции хотели выразить композитор и либреттист через эту оперу. Ведь каждая деталь на сцене, каждое движение актеров и звук музыки несут в себе глубокий смысл и воздействуют на зрителя.

В моей молодости я совершил удивительное приобретение - в букинистическом магазине я нашел раритетное издание 1937 года "Художники Камерного театра" с великолепными цветными репродукциями, выполненными на хрустящем папирусе. Особенно меня поразили эскизы Георгия Якулова к знаменитому таировскому спектаклю, которые я сейчас смотрю с особым волнением.

И вот, просматривая эти работы, я осознал: наш театр должен быть трансформирован, должен дышать новым дыханием, быть более современным и проникнутым глубоким смыслом.

Именно поэтому, когда театральная библиотека предоставила нам текст премьерного либретто, русский перевод и русский текст 1894 года, я обнаружил, что оба либретто отличаются по своей вялости, надуманности и отсутствию юмора. Это подтверждает мою уверенность в необходимости изменений в современном театральном искусстве.

Эксперт: Важно отметить, что создание либретто для спектакля требует особого внимания к деталям и характерам персонажей. Вероятно, в тех спектаклях расчет был на свежую и озорную музыку Лекока. А вот для Таирова в 1922 году Адуев и Арго написали остроумнейшее либретто с игрой цитатами из мировой драматургии и массой реплик, что называется, на злобу дня. Сочиненных тонко и со вкусом. Именно это определило и наш подход к сочинению либретто, от первоначала которого мы оставили лишь главных действующих лиц да основную фабулу - сумасшедшую путаницу невест и женихов.

Создание либретто - это сложный и творческий процесс, требующий вдумчивости и остроумия. Важно учитывать не только музыкальные аспекты, но и характеры персонажей и драматургические особенности. Авторов либретто двое - вы и Сергей Плотов. Как проходила работа?

При создании либретто для спектакля необходимо учитывать не только смысловую нагрузку и остроумие текста, но и его взаимодействие с музыкой и действием на сцене. Вероятно, в тех спектаклях расчет был на свежую и озорную музыку Лекока. А вот для Таирова в 1922 году Адуев и Арго написали остроумнейшее либретто с игрой цитатами из мировой драматургии и массой реплик, что называется, на злобу дня. Сочиненных тонко и со вкусом. Именно это определило и наш подход к сочинению либретто, от первоначала которого мы оставили лишь главных действующих лиц да основную фабулу - сумасшедшую путаницу невест и женихов.

Геннадий Тростянецкий: Сергей - талантливый поэт, драматург и источник бесконечного юмора. Его стихи к пьесе "Любовь и голуби" актера Володи Гуркина стали настоящим хитом, и сейчас этот музыкальный спектакль покоряет зрителей по всей стране.

Когда я работал в Омске, Сергей был моим студентом, и я сразу понял, что передо мной будущий талант. Наше сотрудничество началось совсем незаметно, но с каждым новым проектом мы становились ближе. Он стал не просто моим учеником, а настоящим соавтором и вдохновителем.

Мне всегда нужен партнер для обсуждения идеи, создания текста и воплощения спектакля на сцене. Я беру на себя основную структуру и развитие сюжета, но стихи - это область, где блеснет Сергей. Его способность чувствовать ритм и музыку делает его неотъемлемой частью нашего творческого процесса.

В процессе создания спектакля ритм играет роль бога, он определяет пульсацию и сердцебиение представления. Мы с Сережей, уже имея опыт совместной работы, жили в гармонии с этим ритмом. Но взаимодействие с художником и хореографом требовало времени, чтобы создать на сцене атмосферу, которая напоминала красоту Сен-Лекока, острова, послужившего названием для нашей комической оперы.

Самой важной задачей для актеров, особенно для новичков, было не просто исполнить роль, а стать соавторами спектакля, внося свои творческие идеи. Именно таким образом можно было почувствовать иронию, изысканный гротеск, перевернутые характеры и установить особый контакт с аудиторией. Каждая деталь, каждый жест, вскрик или неожиданный па, предложенный хореографом, играли важную роль в создании цельного образа спектакля.

В мире театра после серьезных спектаклей по произведениям Льва Толстого и Платонова, после мистерии "Белый. Петербург", возникает вопрос о переключении на легкий жанр, наивную "опереттку". Многие задаются вопросом: является ли это для зрителей всего лишь глотком воздуха? Однако, как говорит известный театральный режиссер Геннадий Тростянецкий, за этими легкими произведениями часто скрывается глубокий смысл.

Рассказывая о своем студенческом опыте, Тростянецкий делится интересной историей. Вместе с коллегами они затеяли постановку рассказа Володина "Стыдно быть несчастливым". Несмотря на то, что Александр Моисеевич казался им недосягаемым, они решились позвонить ему. И, к своему удивлению, получили приглашение к нему домой. Там, за чашкой чая, разговоры о искусстве пролили свет на творческий процесс и вдохновили молодых театральных деятелей.

Этот случай стал для Тростянецкого и его команды настоящим откровением, показав, что за кажущейся легкостью оперетт и комедий может скрываться глубокий смысл и искусство. Таким образом, переключение на такие произведения может стать не просто отдыхом, но и возможностью для новых открытий и вдохновения в театральном искусстве.

Володин спрашивает: "Как вам спектакль?" Но мы, выпускники курса Товстоногова, всегда имеем особое отношение к театру. Наш нос задран выше лба, а в жилах течет голубая кровь! Он слушал, слушал нас и говорит: "А мне очень понравилось! Простодушный спектакль. А ведь простодушие - это основа театра".

Из опыта общения с Володиным я понял, что его фраза о простодушии в театре несет в себе глубокий смысл. Это не просто слова, а ключ к пониманию искусства. Ведь именно в простоте искренности и непосредственности заключается истинная сила театра.

С тех пор эта фраза Володина прочно запала мне в душу. Ясно ведь, где корень этого володинского определения Театра. Значит - сокровенный. Значит - искренний. Значит - непосредственный, то есть, без помощи каких-то особенных средств, пусть даже изысканных. А непосредственно, от сердца к сердцу.

Как важно, чтобы каждый поэт стремился к той самой "простоте", которая проникает в каждое произведение. Это "легкое дыхание" и "легкий жанр", где даже молчание может быть музыкой, - вот что ищут многие творцы.

Помните, как в "Войне и мире" Льва Толстого говорилось, что все великие мысли всегда просты? Это напоминает нам о том, что истинная глубина может быть обнаружена в простоте выражения.

Зритель должен откликаться на спектакль с самого начала. Юмор - это мост между актерами на сцене и зрителями в зале. Когда зритель смеется, испытывает радость, узнает себя в персонажах, даже в их недостатках, это значит, что наше творчество оказывает "огромные последствия". Ведь каждый момент, когда его сердце замирает, - это результат нашей долгой работы и мечтаний, когда мы репетировали оперетту Шарля Лекока "Жирофле-Жирофля".

В нашем творческом процессе утонченные идеи, проникнутые детской наивностью, пронизывали наше взаимодействие с каждым участником команды: актерами, художниками, хореографами, дирижером Алексеевым, бутафорами, реквизиторами, музыкантами, костюмерами, хористами, портными, гримерами, балерунами, настройщиками роялей и застройщиками декораций. Мы все вместе создавали не просто спектакль, а настоящую сказку, где каждый элемент, будь то остров, слон, верблюд, велосипед, воздушный змей, пираты, самокаты, парашюты, чудеса, принцессы или нестрашные злодеи, вписывался в удивительный мир детства и воображения.

Это было удивительное путешествие в мир волшебства, где взрослые становились детьми, а дети - главными героями. Серьезные лица художников и мастеров сцены преображались, оживая под влиянием магии театра. В каждой реплике, в каждом движении, в каждой ноте звучала искренняя душевность и радость творчества.

Именно поэтому, когда Карлсон в нашем спектакле сказал: "Он улетел, но обещал вернуться", эта фраза зазвучала не просто как часть сюжета, а как обещание продолжения волшебства и возвращения к тем моментам, когда каждый из нас был частью этой удивительной сказки.

В 1996 году я впервые принял участие в курсе в РГИСИ, и это был мой первый опыт. Но уже сейчас я готов к пятому набору. Когда-то режиссерский курс оказался без педагога, и мне пришлось взять на себя эту ответственность. Предложив свою рисковую программу, я смог добиться значительных результатов. Например, мы совместно с курсом посетили США и провели проект с Йельской школой драмы, что принесло нашей театральной школе и институту заслуженное признание. Такие возможности и опыт являются важными для развития будущих режиссеров и театральных деятелей.

Сегодняшние абитуриенты стояли передо мной, и я задумался: чему их учить? Каким должен быть театр будущего? Вспомнил первый набор, где все было ново и захватывающе. Потом последовал второй набор, где актерское и режиссерское мастерство слились воедино. А затем - долгая пауза, длившаяся целых 12 лет.

Театр за это время изменился, как и жизнь в целом. Сомнения о том, имею ли я право на то, чтобы обучать молодых талантов, охватили меня. Но затем последовал звонок от Додина, и я снова принял решение начать курс. Он убедил меня, приведя аргументы о том, что выпускники мастерской успешно реализовываются в сфере театра и кино, не оставаясь на позициях менеджеров или метрдотелей.

И вот стоя перед аудиторией, я задался вопросом: каково будущее нашего театра? Слухи о том, что современные абитуриенты неинтересны, малообразованы и нечитающи, пронзили меня. Но я верил в потенциал каждого студента и важность их обучения для сохранения и развития искусства.

В этом году на товстоноговском курсе набора 1974 года произошли заметные изменения. Геннадий Тростянецкий отмечает, что сейчас в группе много молодых людей, которые, несмотря на свой возраст, проявляют высокую сообразительность и решительность. Студенты разных возрастов и профессионального опыта собрались вместе, чтобы погрузиться в мир искусства и творчества.

Среди всех заявлений, поступивших на курс, было отобрано только 18 человек. Это стало результатом жесткой конкуренции, и участники группы представляют различные регионы России и даже другие страны. На курсе есть даже студенты из Китая, которые проявляют высокие способности и талант в области искусства.

Геннадий Тростянецкий подчеркивает, что важно не только количество и качество образования у студентов, но и их внутренняя мотивация и стремление к развитию. В конечном итоге, именно эти качества могут определить успех и результаты обучения на курсе.

В наше время женщины становятся все более преобладающими в индустрии театра и кино, и об этом говорят многие режиссеры. Геннадий Тростянецкий отмечает, что сейчас возможность высказаться не зависит от гендерной принадлежности, и в его театре даже больше парней, чем девушек.

Экзамены, которые мы называем творческими турами, играют ключевую роль в процессе обучения режиссуры. Две недели напряженной работы над проектами становятся своеобразным вступлением в мир театрального искусства. Семестры, в свою очередь, являются продолжением и углублением знаний, полученных на вступительных экзаменах.

Необходимо понимать, что путь к мастерству в режиссуре – это постоянное обучение и самосовершенствование. Нельзя просто "научить режиссуре", но можно постоянно учиться и развиваться в этом искусстве. Важно сохранять открытый ум и стремиться к постоянному росту, именно это позволит стать настоящим профессионалом в области режиссуры.

Представьте себе ситуацию: вы среди абитуриентов, вытаскиваете билет и видите пословицу "На воре шапка горит" или "Горя бояться - счастья не видать". Ваша задача - создать короткую сценку на пять минут на эту тему, с добавлением интереса, юмора и немного смысла. Как вы справитесь с этим творческим заданием?

Друзья собрались вокруг стола, каждый с билетом в руках, и начали выдумывать сценарий. "Что если вор оказался сам себе шапку поджег?" - предложил один из них. "Или может быть, горе пришло к нему, когда он перестал его бояться?" - добавил другой. Их воображение весело бурлило, и скоро звучал смех.

И вот, на сцене разыгрывается комедийная сценка, где вор пытается погасить горящую шапку, а другие персонажи пытаются помочь ему, но все заканчивается неожиданным поворотом. Зрители смеются и думают о том, что смех - это лучшее лекарство.

И в финале сценки звучит фраза: "И тут я понял, что мне пересадили не ту голову", вызывая улыбки и размышления у аудитории. Таким образом, через юмор и творчество была передана глубокая мысль о том, что иногда страхи и предубеждения могут помешать увидеть истинное счастье.

Все участники шоу дышали с облегчением, когда закончился очередной тур. Напряжение нарастало с каждым новым испытанием, и количество зрителей на арене постепенно уменьшалось. Четырем группам, состоящим из пяти-шести человек, было отведено всего один день на подготовку десятиминутного спектакля, посвященного небольшим петербургским мостам. Каждая команда получила свою тему: Львиный мостик для одних, Банковский для других, и так далее.

В конце концов наступил момент коллоквиума, где участникам предстояло ответить на серию вопросов. Почему они выбрали режиссуру? Сколько действующих лиц в басне "Ворона и Лисица"? Какие качества они ценят в себе и в других людях? Почему предпочтение отдается Печорину, а не Петрову или Сидорову? С чем они никогда не смогут смириться? И, наконец, великая дискуссия: "Пушкин - наше всё" - согласны ли они с этим утверждением?

Каждый вопрос открывал новую глубину участников, заставляя их задумываться не только о своем мастерстве на сцене, но и о своих ценностях, убеждениях и отношении к классической литературе. В конце коллоквиума стало ясно, что это не просто конкурс талантов, а настоящее погружение в мир искусства и самопознания.

Представьте себе момент, когда ваши глаза встречаются с глазами ребят за минуту до объявления результатов... Этот момент наполнен невероятным напряжением и ожиданием. Поступившие студенты получили задание на лето под названием "Моя биография". Это задание предполагает рассказ о своей семье, своем прошлом, своих мечтах и победах.

Каждый год на первом курсе мы предлагаем студентам познакомить нас с их миром, историей и личностью через творческий проект. Это помогает нам узнать друг друга глубже и создать атмосферу взаимопонимания. На протяжении месяца студенты изучают свою семейную историю, общаются с родителями, вспоминают свои самые яркие моменты.

Сделайте спектакль на десять минут, который отражает ваше видение и мечты в стиле театра, который вас вдохновляет. Это задание не только позволит вам проявить свою творческую индивидуальность, но и погрузиться в мир театрального искусства. Представьте, как вы раскрываете свою биографию через театральное представление, с минимумом реквизита, но с максимумом эмоций и исторических фактов. Как сказал Немирович, для начала театра нужны всего лишь два актера и коврик - так давайте начнем!

Геннадий Тростянецкий: Не спрашивают. Доверяют. И если мы попытаемся нащупать путь к индивидуальности каждого из них, к их собственному Театру, тогда мы оправдаем их доверие. Пусть для этого потребуется 18 систем. Философа Мамардашвили как-то спросили: "Мераб, как вы определите, что такое человек?" И дорогой моему сердцу Мудрец ответил: "Человек - это попытка стать человеком". Кто такой режиссер? Это попытка стать режиссером. Но и кто такой ученик? Это попытка быть Учеником.

Подобно тому, как каждый человек уникален, так и каждый метод актерской игры имеет свои особенности и ценность. Поэтому важно не привязываться к одной системе, а гибко адаптировать подход к каждому ученику. Именно в этом заключается искусство преподавания театрального мастерства.

Иногда студенты могут быть запутаны в разнообразии методов и подходов к актерскому мастерству. Однако именно в этом многообразии заключается возможность для каждого актера найти свой собственный путь к самовыражению и творчеству. Важно помнить, что искусство театра не имеет жестких рамок, и каждый актер может создать свой уникальный театральный мир, следуя своей индивидуальности и вдохновению.

Возможно, осенью вы уже задумываетесь, чем бы заняться. Геннадий Тростянецкий предлагает заняться просмотром "Моих биографий". Он считает, что каждый должен самостоятельно понять, что ему удалось, а что нет. Из этих проб и ошибок может возникнуть идея крупного проекта, охватывающего различные тренинги: по движению, вокалу, работе с предметом, сценической речи, пантомиме, актерскому мастерству и многому другому.

Перед тем, как приступить к такой амбициозной работе, необходимо создать этюд, небольшую сценку. Представьте себе пустую площадку, белую стену и коврик. Всего лишь это и ничего больше. Но именно такое минималистичное пространство может вызвать волнение у зрителей, пробудить в них радость и веселье. Ведь именно эмоции, передаваемые от сердца к сердцу, делают искусство живым и неповторимым.

В октябре спектакль "Белый. Петербург" отправится на гастроли в Москву. Показ состоится на сцене театра "Новая Опера" имени Е.В.Колобова 25 октября.

Этот удивительный спектакль, основанный на произведениях Ф.М.Достоевского, привлекает внимание зрителей своей глубокой драматургией и потрясающими актерскими исполнениями.

Участники постановки "Белый. Петербург" уже готовятся к гастролям, тщательно оттачивая каждую деталь своих выступлений.

Не упустите возможность окунуться в мир великого русского писателя и насладиться профессиональным исполнением актеров в театре "Новая Опера" в Москве.

Источник и фото - rg.ru