Между миром и домом
10.09.2024 18:00
Михаил Пиотровский подчеркивает, что именно на них строятся изменения в мире, а не только на экономике и политике. В Эрмитаже, как в культурном центре, эта идея особенно ярко проявляется.
Однако важно понимать, что традиционные ценности и историческая память воспринимаются каждым индивидуумом по-своему. Это создает уникальное многообразие в понимании культуры и ее роли в жизни людей.Семья, как главная составляющая традиционных ценностей, также отражает эту разнообразие. В разных культурах и обществах понятие семьи может быть совершенно разным: от моногамии до полигамии, от патриархата до метриархата. Каждая из этих форм отражает уникальные культурные особенности и ценности, которые формируются на протяжении многих поколений.Музей - это не только место хранения исторических артефактов, но и площадка для уважительного диалога между различными культурами. В нем мы можем найти общие ценности, которые соединяют людей, несмотря на их различия. Например, стабильность человеческого существования и привязанность к семье - это универсальные ценности, которые присущи многим культурам.Признание и уважение различий - важные аспекты для построения конструктивного диалога. Это позволяет нам находить общие точки и строить мосты между разными культурами. Важно помнить, что разнообразие исторических взглядов в музее всегда должно предъявляться с уважением и не приводить к конфликтам.Музей занимает особое место в сохранении и продвижении культурного наследия. Здесь мы можем увидеть, как разные культуры взаимодействуют и влияют друг на друга, а также какие общие ценности объединяют людей независимо от их культурного происхождения. Музей - это место, где мы можем научиться уважать и ценить разнообразие, а не превращать его в причину раздоров и конфликтов.Изменения в мире неизбежны, и нам важно оставаться в центре диалога, даже если это кажется сложным. Мир постоянно меняется, и недавние события в США и Индии подтверждают это. В США возник всплеск пропалестинства и антисемитизма, сопровождаемый судебными процессами и покушениями на президента. В Индии накаляется противостояние между христианами и мусульманами, и различные конфликты только усугубляют ситуацию.Эти события являются лишь частью глобальных изменений, которые происходят в нашем мире. Одним из ключевых моментов в этом процессе является специальная военная операция, которая влияет на баланс сил и отношений между странами. Несмотря на то, что некоторые изменения могут быть незаметными с первого взгляда, они все равно оказывают влияние на нашу жизнь и будущее.Публика, привыкшая к громким и быстрым победам, иногда не осознает ценность медленных и тихих изменений. Однако именно такие победы могут оказаться более стабильными и долгосрочными, формируя основу для устойчивого развития и мира. Важно уметь видеть и ценить не только яркие моменты, но и тонкие перемены, которые происходят вокруг нас.Важно понимать, что победа не всегда является единственной целью спецопераций. Михаил Пиотровский подчеркивает, что изменение мира и его взрывная динамика играют не менее важную роль. Столкновения на Ближнем Востоке лишь подчеркивают сложность и многослойность современной геополитики.Однако, несмотря на все эти аспекты, на форуме остается актуальной тема культурного суверенитета. Михаил Пиотровский напоминает о важности этой темы, особенно в контексте перехода от вульгарного глобализма к эпохе культурного суверенитета. Это период, когда страны и народы стремятся сохранить свою уникальность и самобытность в условиях глобальных изменений.Таким образом, обсуждения на форуме не ограничиваются только вопросами победы и поражения. Они затрагивают более глубокие и фундаментальные аспекты изменений в мире и в культурной сфере, подчеркивая необходимость уважения и сохранения культурного наследия каждой страны.В современном мире все больше людей осознают важность защиты своего культурного суверенитета. Однако, возникает вопрос: где проходит граница между свободой одного и свободой другого? Как обеспечить единство мировой культуры, учитывая разнообразие культурных традиций? Важную роль в обсуждении этой проблемы играет Экспертный Совет при Правительстве Российской Федерации. В рамках моего участия в этом совете, я подготовил материалы на тему "Способы преодоления последствий вульгарной глобализации и механизм взаимодействия культурных суверенитетов; система гарантий безопасности культурного наследия". Поддержание культурного многообразия и уважение культурного наследия каждого народа являются ключевыми аспектами обеспечения гармоничного сосуществования различных культур. Важно разрабатывать механизмы взаимодействия между культурными суверенитетами, чтобы избежать конфликтов и сохранить культурное единство. Сегодня необходимо активно искать способы преодоления негативных последствий глобализации, которая может привести к утрате уникальности культур каждого народа. Развитие системы гарантий безопасности культурного наследия является важным шагом в сохранении и защите культурного многообразия мира.Музеи играют важную роль в сохранении культурного наследия, не позволяя забыть о ценности и значимости искусства. Частично они будут представлены на форуме. Но отменить культуру нельзя как раз потому, что она часть мировой культуры. Считается, что в эпоху глобализации культуры теряют свою уникальность и становятся похожими друг на друга. Однако, Михаил Пиотровский утверждает, что глобализм научил нас использовать механизмы глобальной культуры для продвижения себя и своей культуры. Он подчеркивает, что современная культурная деятельность России позволила миру узнать о нас, наших традициях и искусстве. Наши выставки коллекций Щукина и Морозова во Франции стали ярким примером успешного продвижения русской культуры за рубежом. Музеи особенно важны в этом процессе, сохраняя и продвигая культурное наследие.Начиная с XVII века, Россия стала страной с уникальной историей, которая часто недооценивается в мировом сообществе. Мы, организуя выставки и просветительские мероприятия, постарались изменить этот негативный образ и показать миру истинное лицо России. Наша работа не только разрушила стереотипы о стране, но и привлекла внимание к ее культурному наследию.Образ Екатерины Великой долгое время был искажен в сознании западных людей, ограничиваясь скабрезными анекдотами. Однако благодаря нашим усилиям и выставкам, мнение о великой императрице начало меняться. Теперь даже культурные личности в Европе задаются вопросом, кем на самом деле была Екатерина - англофилкой или франкофилкой.Наша работа также затронула восприятие Петра I в мировой истории. Портрет великого реформатора, который ранее ассоциировался с образом симпатичного европейца, теперь стал напоминанием о жестоких методах управления в XVII веке. Мы помогли разобраться в сложной и противоречивой личности Петра I, открывая новые грани его правления и влияния на историю России.Войдя в глобальную культуру, мы не только изменили ее, но и стали неотъемлемой частью этого многообразного мира. Мы использовали средства со всех уголков планеты для создания "глобального Эрмитажа", что вызвало как восторг, так и недовольство.Среди возмущенных статей на Западе, которые призывали прекратить говорить о нашем музее как об отмывающем имперское прошлое, мы увидели подтверждение нашего значительного вклада в мировую культуру. Мы черпали уроки у западных коллег, но при этом сохраняли свою уникальность. Наш подход к созданию комфорта для посетителей не всегда совпадал с их вкусами, но мы стремились воспитывать их интерес к искусству.Сегодня музейная система в России, возможно, превосходит западные стандарты, что подтверждает нашу способность к инновациям и сохранению традиций. Вопрос "кто кого?" в искусстве и культуре становится все более сложным и интересным, и наш вклад в эту дискуссию нельзя недооценивать.Важно помнить, что взаимоотношения с Соросом были сложными и неоднозначными. Мы часто жалуемся на него, но на самом деле он сделал для нас гораздо больше, чем мы могли представить. Благодарность ему, возможно, не всегда произносится вслух, но важно признать, что в нашей "собственной игре" с ним мы вышли победителями.Необходимо отметить, что все наши центры, включая Эрмитаж, были созданы без вложения собственных средств. Мы приглашали весь мир на экскурсии, показывая Русский двор, Русскую православную церковь, Среднюю Азию глазами России, все за "наш счет". При этом мы не только демонстрировали удивительные экспонаты, но и рассказывали о нашем мировоззрении и подходе к искусству.Наша стратегия просвещения и понимания мира через культуру была особенно яркой на выставках. Например, в Амстердаме мы рассказали о революции через трагедию царской семьи так трогательно, что посетители, покидая экспозицию, не могли сдержать слез. Это было искреннее проявление любви к России и ее истории. Наши выставки всегда были наполнены глубоким смыслом и эмоциональным воздействием на зрителей.В эпоху автономии и культурных суверенитетов, стратегия, которую мы выбираем, играет ключевую роль в нашем успехе. Само раздражение, которое мы вызываем сегодня, является не только признаком нашего прогресса и достижений, но и вызовом к новым подходам и идеям.Михаил Пиотровский подчеркивает, что понимание смысла суверенитета на практике пока остается неясным для многих. Вместо того чтобы метаться и увеличивать количество произведений, важно стремиться к победам, которые принесут пользу как нам, так и всему миру. В этом контексте, сравнивая наши выставки с тайными спецоперациями, Михаил Пиотровский подчеркивает сложность логистики, важность специалистов и неожиданные результаты, которые они могут принести. Это подчеркивает необходимость стратегического подхода и инновационных решений в сфере культуры и искусства в современном мире.Суверенность - это не только военная мощь, но и способность сохранить и развивать культурное наследие. В этом контексте особенно важно сохранять и расширять связи между мировыми культурами. (Так мы привезли скульптуры Парфенона из Британского музея в Эрмитаж.) Но не с войнами. Но может быть и мирное развитие культурных суверенитетов и суверенных культур.Михаил Пиотровский подчеркивает, что суверенность для Эрмитажа - не просто пустой звук. Это основа для сохранения и продвижения культурного наследия. Умение сохранять свою уникальность и при этом быть открытым для мировых влияний - вот настоящая сила истинного суверенитета. Мы высоко ценим ее. У нас ее ценят даже "маленькие люди". И главным обозначением нашей суверенности обычно является империя. Для нас это очень важная тема, по сути первая тема Эрмитажа.Вопрос о том, удастся ли России сохранить свою суверенность и оставаться частью мировой культуры, становится все более актуальным в современном мире. Эрмитаж, как символ культурного богатства и наследия, играет ключевую роль в этом процессе. Важно не только сохранить суверенность, но и активно развивать диалог и сотрудничество с другими культурами для обогащения и взаимного влияния.Выставка, связанная с Петровской эпохой, или замечательная выставка про немецкого барона Мюнхгаузена, который был офицером, встречавшим Екатерину, когда она принцессой приехала в Россию, во всем звучит тема империи. Эта тема пронизывает историю и культуру России на протяжении веков, отражая ее величие и славу.Интересно, как различные художники и кураторы интерпретируют понятие империи в своих работах. Например, громадная выставка Ильи Кабакова, созданная по следам его неосуществленного проекта "Памятник исчезнувшей цивилизации", погружает зрителя в атмосферу утраченного мира, где каждый предмет и каждая деталь являются свидетельством эпохи.Илья Кабаков, художник-мыслитель, чьи работы вызывают размышления о прошлом и настоящем, оставляет после себя след в истории искусства. Его коммунальные квартиры становятся местом, где переплетаются история и личные судьбы, где маленькие люди находят свое место в бескрайнем пространстве культуры и искусства.Маленькие люди - они ведь тоже разные, среди них немало и смердяковых. Но среди маленьких людей Кабакова смердяковых точно нет. Это напоминает о том, что каждый человек уникален и несет в себе свою собственную сущность.В контексте Главного штаба, музея Русской гвардии и музея памяти Фаберже, повседневный "быт жизни от Кабакова" приобретает новый смысл и становится частью более широкого культурного наследия. Здесь отражены различные аспекты русской истории и культуры, включая победы над Наполеоном и вклад Петра I в развитие страны.Однако эти темы не ограничиваются лишь парадными моментами - они также имеют военное значение и в настоящее время, в условиях мирового конфликта, звучат как своего рода напоминание о имперском наследии и величии России. Важно сохранять и передавать эти исторические события и ценности следующим поколениям.Вступая в дружбу с Китаем, мы открываем для себя множество возможностей и глубже погружаемся в изучение этой удивительной цивилизации. Мы создаем постоянные экспозиции, раскрывая перед собой огромный китайский проект, который помогает нам не только рассказать о себе китайцам, но и узнать больше о самом Китае. Каждый день мы видим, как Китай становится все более притягательным, привлекая нас своей культурой, историей и искусством.Михаил Пиотровский подчеркивает, что для него китайская литература играет важную роль, особенно произведения Мо Яня, который является замечательным писателем. Чтение китайских книг помогает нам погрузиться в мир иероглифов, понять, как другая цивилизация выражает свои мысли и чувства. Необходимо осознать, что китайцы формируют слова из образов, в то время как мы используем буквы. Это открывает перед нами новые горизонты понимания и взаимодействия.Кроме того, стоит учитывать, что Китай - страна буддизма, третьей по популярности религии в России. Исследование совпадений наших ценностей с буддийскими помогает нам лучше понять себя и окружающий мир. Необходимо глубже вникнуть в суть буддийской философии, чтобы найти общие точки и понять, как эти совпадения могут способствовать развитию дружественных отношений между нашими странами.Искусство Николая Рериха стало неотъемлемой частью русской культуры и истории, а его выставки стали символом всемирности и глобального влияния. Интересно, каким образом Рерих смог объединить русскую и индийскую культуры, видя в них родственные связи и общие корни. Его убеждения и идеи о духовном единстве культур оставляют глубокий след в истории искусства и философии. Пакт Рериха и декларация прав культуры Лихачева стали важными шагами в направлении изменения мира и укрепления международного диалога. Хотя сегодня эти идеи могут показаться утопичными, они все равно остаются актуальными и важными для понимания культурного наследия и мировой истории.Жизнь без привозов картин из-за рубежа не уменьшает возможности знакомства с шедеврами? Этот вопрос становится все более актуальным в контексте современной культурной среды. Диалог культур, который так важен для понимания и взаимодействия различных народов, находит свое отражение в искусстве. Именно поэтому выставка Снайдерса, собранная из русских коллекций, представляет собой не просто сборник произведений искусства, а своего рода платформу для обмена идеями и эмоциями. Вся пышность Фландрии, содержащаяся в экспозиции, является лишь поверхностным проявлением глубоких подтекстов, которые могут стать отправной точкой для диалога между культурами. Будь выставка собрана со всего мира, она, возможно, была бы более разнообразной, но не факт, что более содержательной. Важно не только количество и разнообразие произведений искусства, но и способность их интерпретировать и преподносить. Именно в этом заключается искусство создания диалога между культурами и народами. В конечном итоге, наша способность делать так, чтобы другие нас слышали, определяет наше влияние на мировую культуру и искусство.Тема реставрации и важности музея для сохранения и популяризации шедевров становится все более актуальной в современном искусстве. Михаил Пиотровский подчеркивает, что шедевры приобретают новую жизнь и ценность именно в музейном контексте, после процесса реставрации. Это не только сохраняет произведения искусства, но и позволяет им раскрывать свою красоту и значение для публики.Одним из ярких примеров такого подхода является выставка "Вавилонская башня" Верхарда, которую Михаил Пиотровский называет мудрой и интересной по внутреннему звучанию. Экспозиция не только демонстрирует произведения художника, но и погружает зрителя в уникальный мир истории и культуры.Кроме того, в рамках работы по реставрации и сохранению культурного наследия, в музее были отреставрированы и выставлены портреты Петра I и Екатерины I Жана-Марка Натье. Эти имперские шедевры не только являются объектами исторического исследования, но и символизируют величие и красоту эпохи, запечатленные в искусстве.Специальное понижение ставок? Михаил Пиотровский: Да. Всем можно, а вам нельзя. Тут же начинается крик: вот они опять отмывают…Идет - про это много пишут - реставрация "Святого Себастьяна" Тициана. Немалый скандал вызвала выставка леонардесков - наших и из частной коллекции. Сегодня в них исследователи во всем мире старательно ищут процентную долю руки Леонардо, собирают на эту тему круглые столы, устраивают дискуссии с участием иностранных коллег, реставраторов, специалистов. Однако, когда это делаем мы, сразу летят доносы и от своей публики, и от западных радиостанций. Возможно, это связано с недоверием к нашим методам исследования и интерпретации искусства. Важно помнить, что процесс реставрации и атрибуции произведений искусства требует тщательного подхода и объективности, чтобы сохранить историческую ценность и подлинность произведений.Обсуждение и оценка произведений искусства всегда вызывают живой интерес и споры среди коллекционеров и экспертов. Ну а уж при появлении двух леонардесков из частной коллекции такое началось! Мало того, что у вас Леонардо, так у вас еще и частные коллекции! Вы не имеете права рассуждать о Леонардо и иметь хорошие коллекции. Однако, важно помнить, что каждая коллекция может содержать как оригинальные, так и подлинные произведения искусства. Никто не утверждает, что это стопроцентный Леонардо: мы предлагаем серьезную дискуссию. Должен заметить, что существует и какая-то общемировая тенденция на запреты. Интересно, как влияют подобные скандалы и запреты на коллекционеров и художников на развитие искусства и коллекционирования в целом. Я знаю много респектабельных коллекционеров в США и с ужасом читаю, что одному из них запрещают покупать коллекции (иначе его посадят в тюрьму), второго обвиняют в кражах и подпольной деятельности, третьего, одного из самых знаменитых, в каких-то непонятных домогательствах. Это всё не имеет отношения к коллекциям и коллекционированию, но возникает такая общая тенденция: ничего, ребята, нельзя. Важно сохранить баланс между защитой искусства и свободой коллекционирования, чтобы не подвергать риску культурное наследие и творческую свободу.Ситуация на партсобрании была напряженной. Михаил Пиотровский утверждал, что это абсолютное партсобрание. Он вспомнил случай, когда Шольц возмутился, что Россия не имеет права говорить о Канте. В ответ на это Пиотровский сказал: "Из той же оперы: вам еще и Канта?! Вы еще и коллекции собираете?!" Эти слова вызвали обсуждение о том, как музеям выживать в современной истории.В ходе дискуссии Михаил Пиотровский подчеркнул, что вопрос о том, каким образом музеи должны функционировать в условиях войны и кризиса, крайне важен. Он поделился мыслью, что Эрмитаж, своим существованием, сам по себе является важным фактором. Питровский подчеркнул, что в такие времена все должны понимать, что такое Родина, и музей играет значимую роль в этом процессе.Наша страна богата историей, которая наполнена гордостью. Необходимо отметить, что Военная галерея 1812 года является прекрасным памятником русской истории, отражающим все ее сложности и подвиги. Стихи Пушкина описывают эту галерею и русское воинство, а также возвращают нас к несправедливому обращению с Барклаем де Толли. Помимо этого, восстановленный фельдмаршальский зал с выставленными фельдмаршальскими жезлами - как русскими, так и немецкими, является важным элементом нашего культурного наследия. Нельзя не упомянуть и Дворцовую площадь с колонной в память 1812 года, которая несет в себе глубокий символизм и важность для нашего народа. Мы настаиваем на том, чтобы на этой площади не проводились никакие шумные мероприятия, поскольку это место является священным для нас, воплощением памяти о войне и подвигах наших предков.Величие и слава военных побед в истории России несомненно вызывают восхищение. Зайдя в Главный штаб, вы сразу увидите великие сражения и победы: Полтаву, взятие Измаила, Очаков, Малоярославец, Вязьму... Эти исторические события напоминают нам о героизме и стойкости наших предков.Война и победа - эти понятия неразрывно связаны с историей России. Но победа не всегда означает только триумф на поле боя. Например, сражение при Бородино принесло победу как французам, так и русским. Адмирал Павел Чичагов был наказан за упущенную возможность поймать Наполеона под Березиной, но его героизм и преданность Родине остаются неоспоримыми.Михаил Пиотровский подчеркивает, что героизм, гордость за свою страну и армию присутствуют в любых обстоятельствах. Сейчас обсуждается создание музея геральдики и славы, который будет расположен в отреставрированном здании Биржи. Здесь будут представлены история русской военной славы, символика, награды - все, что отражает парадную сторону войны и подчеркивает величие подвигов наших предков.Время войны оставило свой след не только в истории, но и в сознании каждого человека. Грязь в окопах, утраты, страх и героизм - все это неразрывно связано с военными событиями. Однако, несмотря на все трудности, каждая страна имеет свой уникальный способ передачи истории. В случае с Россией, это гордое повествование о величии империи через призму Эрмитажа.Эрмитаж не только является музеем искусства, но и своего рода хранилищем истории страны. Здесь каждый экспонат, каждая картина, каждый артефакт рассказывает о важных моментах и событиях, которые сделали Россию тем, чем она является сегодня. История блокады Ленинграда - одна из самых трагических страниц в истории страны, но именно в этот период проявилась настоящая сила и выдержка русского народа.Сегодня, когда мир находится в другом виде блокады - культурной, важно помнить о том, какими уроками нас научила история. Эрмитаж, сохранивший свою значимость и в период блокады 1941 года, продолжает быть символом выживания, силы и настойчивости. Виртуальная экспозиция бомбоубежища исторического музея напоминает нам о важности сохранения культурного наследия в любых условиях.Важно научиться не только выполнять обычные задачи, но и выходить за рамки привычного и демонстрировать свои способности на виду у всех, независимо от внешних обстоятельств. Наш замечательный директор Иосиф Орбели стал примером того, как можно создавать нечто удивительное даже в самых невероятных условиях. Его сюрреалистические празднования юбилеев Навои и Низами в блокадном Эрмитаже стали символом высокой культуры и духовности.Нигде ранее не отмечались юбилеи восточных поэтов, и тем более в условиях блокады, голода и холода. Однако именно в Эрмитаже, под руководством Иосифа Орбели, эти празднования стали возможными. Отпустив людей с фронта на один вечер, чтобы они могли насладиться персидскими стихами в стенах музея, мы создали уникальное событие, которое остается в памяти и сегодня.Вечер памяти Низами в блокаду стал одной из главных связующих нитей в наших отношениях с Азербайджаном. Это событие не только укрепило культурные связи между нашими странами, но и показало, что и в самых сложных условиях можно найти возможность для творчества и духовного обогащения.В условиях суверенитета и условной изоляции нет риска заснуть, провинциализироваться, превратиться в Россию, которой будет нужен новый Петр I? Это вызывает важные вопросы о сохранении культурного наследия и его роли в мировом контексте.Михаил Пиотровский подчеркивает, что главный риск заключается в том, что культурное наследие может быть воспринято только как свое собственное, что может привести к его утрате. Он приводит примеры исторических конфликтов, связанных с подобным отношением к культуре.Такая была эффективная культурная демонстративность, которая требует от нас постоянного осознания того, что наше наследие является частью мировой культуры. Поддерживать диалог и обмен опытом с другими культурами поможет нам не только сохранить, но и обогатить наше культурное наследие, делая его доступным и ценным для всего мира.Наши стремления к суверенитету и самоудовлетворению могут легко стать объектом манипуляций. Поэтому важно уметь устоять перед этими искушениями, как мы устояли перед искушениями глобализации. На новом этапе развития наш суверенитет должен стать не просто сильным, но и гордым, не допускающим ущерба своей целостности.Сегодня наша страна вступает в новый этап обсуждения своего суверенитета на форуме. Это важный момент для нас, чтобы обсудить и укрепить наши позиции.Нельзя забывать о значимости провинций. Например, термин "Петербург - столица русской провинции" подчеркивает важность не только центра, но и окраин. Города, такие как Казань, Екатеринбург, Оренбург, Выборг, Владивосток, являются культурными и политическими опорами России. Они являются ключевыми элементами истории и развития империи.Наша страна всегда склонна к самокритике, особенно в вопросах культурной пассионарности и талантов. Но стоит ли так уж строго судить о наших способностях? Михаил Пиотровский утверждает, что это просто "вечный российский плач", и на самом деле у нас есть таланты.Однако, каждая нация имеет свои особенности в выражении пассионарности. В нашем случае, пассионарность направлена на изменение мира, на создание чего-то великого. Это требует огромных усилий и энергии.Михаил Пиотровский считает, что в целом у нас все в порядке, но для того чтобы добиться чего-то по-настоящему великого, необходимо создавать благоприятные условия для развития культуры. Важно учитывать опыт как советской, так и русской цивилизации, а также уроки, вынесенные из "глобального" периода открытости. Поэтому важно внимательно изучать прошлое, чтобы понять, как добивались успехов в развитии культуры и искусства.Михаил Швыдкой, специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству, подчеркивает важность сохранения сложности жизни и системы для процветания культуры. Он отмечает, что культура всегда будет жива, но ее развитие зависит от способности разгадывать сложности мира.Драматург Юрий Арабов выразил мысль о том, что прелесть и блистательность мира заключаются именно в его сложности. Творчество, будь то научное или художественное, является ключом к пониманию этой сложности.Михаил Пиотровский поддерживает идею Арабова, считая ее рецептом для тех, кто ответственен за управление культурой. Он призывает к тому, чтобы творчество служило инструментом в разгадке сложностей мира и вдохновляло на новые открытия и исследования.В современном мире проблема соотношения глобальных и национальных тенденций в культурной политике становится все более острой и актуальной. Эта дискуссия не только отражает изменяющиеся реалии современного общества, но и задевает ключевые вопросы самоидентификации и сохранения культурного наследия. Необходимость сохранения культурного кода каждого этноса и возврата к национальным корням становится все более явной в условиях глобализации и стандартизации.В современном мировом контексте, где информационные потоки и культурные влияния переплетаются на глобальном уровне, возникает важный вопрос о сохранении уникальности и самобытности культур каждого народа. Национальные традиции и ценности становятся неотъемлемой частью идентичности любого общества, и их уважение и сохранение играют ключевую роль в сохранении культурного многообразия.Важно понимать, что сохранение культурного многообразия не означает изоляционизма или отказа от взаимодействия с другими культурами. Напротив, это призыв к уважению и пониманию различий, к обогащению собственной культуры через диалог и обмен опытом с другими народами. В конечном итоге, именно взаимодействие и уважение культурных различий могут привести к созданию более гармоничного и мирного мирового сообщества.В нашем современном обществе наблюдается кризис высших моральных ценностей, который приводит к разрушению устоявшихся норм и правил. Такую эпоху драмы и безысходности описывал и великий русский писатель Федор Достоевский. Для него моральные законы были абсолютными и неоспоримыми, и отступление от них обрекало человечество на катастрофу. В своих произведениях он показывал, как даже преступники и грешники могут обрести путь к истинному спасению через внутренние переживания и метаморфозы.Борис Эйфман, художественный руководитель Театра балета Бориса Эйфмана, видит параллели между творчеством Достоевского и современным миром. Он отмечает, что современные люди, отвергая традиционные моральные нормы, часто оказываются запутанными в собственных противоречиях и неспособными к истинному преображению. В то время как герои Достоевского, как Раскольников, проходили через тяжелые испытания и внутренние борьбы, чтобы найти путь к истинному освобождению и спасению.Источник и фото - rg.ru