1 November, 2024

Мариинский театр представил оперу "Ариадна на Наксосе"

Мариинский театр представил оперу "Ариадна на Наксосе"
05.07.2024 20:51

Новая постановка подчеркнула не только важность юбилейной даты композитора, но и глубокий смысл притчи о тотальном театре, который оживает внутри и вокруг нас. Этот спектакль стал не просто представлением, а отражением жизни самой Мариинки, где искусство становится неотъемлемой частью бытия.

Постановку на Новой сцене театра осуществил Сергей Новиков, за дирижерским пультом - Валерий Гергиев. Они воплотили в жизнь музыкальное произведение с таким мастерством, что зрители словно погрузились в мир музыки и театральной магии. Артист театра имени Евг. Вахтангова Александр Олешко смог привнести в спектакль свою неповторимую харизму и талант, дополнив образы персонажей новыми оттенками и эмоциями.

Именно такие постановки, как "Ариадна на Наксосе", помогают зрителям погрузиться в мир искусства и пережить неповторимые эмоции. В них каждая нота, каждое движение артистов становится частью большой и удивительной истории, которая продолжает жить в сердцах зрителей долго после завершения спектакля.

Камерная опера Штрауса по сюжету, придуманному любимым либреттистом композитора поэтом Гуго фон Гофмансталем, в союзе с которым было создано шесть опер за 25 лет, имеет весьма опосредованное отношение к мифу об Ариадне.

Однако, несмотря на это, многие исследователи и музыкальные критики утверждают, что в опере Штрауса присутствует глубокий символизм и скрытые значения, которые раскрываются при более внимательном анализе.

Действие разворачивается по популярному принципу "театра в театре" с элементами commedia dell arte и венской сатиры XVIII века. При этом, как всегда, у Штрауса в избытке звуковых ассоциаций и интеллектуальных аллюзий.

Музыка Штрауса для Валерия Гергиева является одной из самых эмблематических и притягательных. Ее исполнение открывает перед слушателями мир глубоких эмоций и музыкальной красоты, которые несут в себе уникальное вино искусства.

Великолепие оперных постановок в Мариинке за гергиевские десятилетия не случайно привлекает внимание: здесь было поставлено большинство значимых штраусовских опер. Трижды воссоздавалась "Саломея", в репертуаре присутствуют "Электра" и российская премьера "Женщины без тени". Однако "Кавалер розы" и "Каприччио" пока остаются в ожидании своего воплощения.

Для "Ариадны на Наксосе" это уже третья версия, представленная в Мариинском театре. Режиссер Сергей Новиков и художник Сергей Новиков воплотили на сцене уникальную концепцию, которая с первого взгляда кажется легкой и простой: неименованный богатый поклонник искусства заказывает оперу Композитору.

Этот сюжетный поворот добавляет новые измерения в понимание произведения и позволяет зрителям увидеть знакомую историю в совершенно новом свете. Возможно, именно такой подход к классическим операм делает их актуальными и привлекательными для современной публики.

Глубокий психоаналитический сеанс, представленный во втором акте оперы, раскрывает не только быстротечность чувств, но и способность женщин забывать прошлые муки при новом внимании. Пролог, напротив, демонстрирует разнообразные этапы вдохновения художника - от отчаяния до эйфории.

Именно в этой простой гротесковой "интермедии", заполненной "ярмарками красок" и другой "мишурой" из трюков, скрыта глубокая истина о человеческих отношениях. Романтические и гротесковые элементы переплетаются, создавая клубок, из нити которого можно выбраться из лабиринта страстей.

Таким образом, театр дарит зрителям не только эмоциональные переживания, но и возможность погрузиться в мир искусства, где каждая нить сюжета ведет к новому откровению о человеческой природе.

Великолепие театральной сценографии раскрывается через центральную конструкцию зеркальных подмостков, которые постоянно вращаются, создавая эффект перемены между парадной стороной театра и его скрытыми уголками. Зритель оказывается волшебным образом транспортирован из одной реальности в другую, где театральная игра и реальная жизнь актеров переплетаются в удивительный мозаичный узор.

В этой магии театра особое место занимает разговаривающий и не поющий персонаж Мажордом, который является голосом хозяина-самодура, заказавшего увеселительное представление. Обычно эту роль исполняют настоящие звезды кино и драматического театра, способные воплотить в жизнь самые сложные и многогранные персонажи. Медийный актер Александр Олешко воплотил эту роль с неповторимым мастерством, создавая образ дворецкого, за которым скрывается господин, испытывающий невероятные чувства и эмоции, борящийся со своими страхами и сомнениями.

Таким образом, через зеркальные подмостки и персонажа Мажордом театр раскрывает свои тайны и загадки, приглашая зрителя в удивительное путешествие по грани между реальностью и иллюзией, между миром сцены и за кулисами.

Премьера в Мариинском театре собрала внимание не только зрителей, но и критиков, которые ожидали великолепного исполнения от солистов. Однако не каждому из них удалось полностью вжиться в свою роль и найти нужный камертон. Например, роль Ариадны требовала не только красивого голоса, но и сильной индивидуальности, которой не хватило одной из певиц.

Мария Баянкина, обладавшая красивым голосом и женским обаянием, смогла преуспеть в этой роли благодаря своей харизме. Айгуль Хисматуллина, исполняя роль Цербинетты, также смогла привнести в нее свою уникальную энергию и стать неотъемлемой частью спектакля.

Однако, несмотря на талант и профессионализм исполнителей, некоторые из певиц не смогли избежать кабаретных ужимок в своем исполнении, что немного выбивалось из общего стиля спектакля. Возможно, это было попыткой добавить немного шарма и эксцентрики, но в контексте оперы это могло оказаться не совсем уместным.

Великолепным откровением в постановке "Ариадна на Наксосе" стала меццо-сопрано Дарья Росицкая в роли Композитора. Ее исполнение проникнуто душевной глубиной и эмоциональной откровенностью, что добавило новые оттенки в образе. В ее голосе прозвучали отголоски страсти, тайны и даже некоей запретности, что создало захватывающую атмосферу на сцене.

Не менее важным элементом спектакля стал оркестр под управлением Валерия Гергиева. Его музыкальное сопровождение создавало символистические и романтические миры, погружая зрителей в вихрь эмоций и переживаний. В сочетании с ярким театральным решением постановки, это погружение в музыкальную нирвану стало настоящим кайфом для всех присутствующих.

Именно благодаря такому гармоничному сочетанию музыки, исполнения и режиссуры, "Ариадна на Наксосе" на момент премьеры стала одним из самых ярких и притягательных спектаклей в репертуаре Мариинского театра. В ней соединились великолепие вокального и инструментального исполнения, создавая уникальное и неповторимое художественное произведение.

Источник и фото - rg.ru